Командиры маковых полей

Афганистан - это Ирак через два года.
Афганистан - это Ирак через два года. Если оставить в стороне некоторые исторические и географические особенности, это утверждение представляется чрезвычайно близким к истине. Сегодня судьбы этих двух стран выписывают удивительно похожие зигзаги. Только хронологически опиумный рай вырвался вперед по сравнению с нефтеносным краем. Разбитое корыто, у которого оказались афганцы, вскоре ждет и иракцев?

Афганистан и Ирак связывают далеко не только аналогии. Боевики "Аль-Каиды" и движения "Талибан" (того самого, которое пару лет назад было успешно разгромлено) уже протоптали приличные дороги в иранских горах, по которым снуют из Афганистана в Ирак и обратно. На днях в СМИ проскользнула информация о том, что больше тысячи вооруженных исламских фанатиков проникли в Ирак. Не стоит сомневаться, что они приложили свою руку к тому, что среди американских солдат число жертв "мирного" времени уже превысило собственно военные потери. Как вчера Афганистан, сегодня Ирак, словно магнит, притягивает разного рода экстремистов со всего света. Примечательно, что та же "Аль-Каида" только после смерти сыновей Саддама Хусейна включилась в борьбу в Ираке.

Власть без силы - нонсенс, но именно так можно охарактеризовать сегодняшнее положение дел в Афганистане. Правительство Хамида Карзая фактически не контролирует ситуацию в провинциях. Достаточно покинуть Кабул, чтобы понять, кто истинный хозяин положения в Афганистане. Это многочисленные и разномастные полевые командиры.

Вооруженные силы в привычном понимании этого слова в Афганистане просто отсутствуют. Зато население вооружено до зубов. По оценкам ООН, на руках у афганцев почти 1 миллион единиц стрелкового оружия. Опыт бесконечных конфликтов подсказывает людям, что рассчитывать на защиту со стороны правительства не приходится, и каждое мало-мальски крупное селение имеет свой отряд ополченцев.

Еще один показательный пример правительственного бессилия - наркотический бум. За какие-то пару лет Афганистан с легкостью вернул себе мировое лидерство по производству опиума. Годы "простоя" с лихвой компенсированы невиданными урожаями мака. Кстати, при талибах выращивание опиумного мака находилось под довольно эффективным запретом. Внутренние доходы наркоиндустрии страны (по данным ООН, это около 1 миллиарда долларов) в 2 раза превышает бюджет правительства! Несложно догадаться, каков основной источник доходов у населения.

Основную ставку переходное правительство делает на помощь извне, в том числе военную. Но даже сам мандат Международных сил содействия безопасности Афганистана говорит о многом: миротворцы отвечают сугубо за безопасность Кабула и его окрестностей. Дальше соваться опасно, и они без того постоянно подвергаются нападениям. В ответ проводятся "зачистки", наносятся точечные удары, точностью отнюдь не отличающиеся. Мирные жители в Афганистане гибнут постоянно.

Нынешний август ознаменовался примечательным событием. Командование международными силами в Афганистане перешло к НАТО. Таким образом, впервые за свою историю Североатлантический альянс вышел за рамки так называемой зоны ответственности. По замыслу инициаторов такого решения, это избавит их от неприятной процедуры ротации, повторяющейся раз в полгода. Каждые 6 месяцев новая страна берет на себя общую координацию действий миротворцев в Афганистане. И с каждым разом желающих взвалить на себя бремя ответственности все меньше. Не приносящая дивидендов операция сильно уступает в сравнении с многообещающим разделом жирного иракского пирога.

Но иракский вопрос также неминуемо потеряет остроту. Для зрителей - избирателей - налогоплательщиков привлекательна молниеносная победа над старым врагом, а не нудное поднимание на ноги нового друга. Законы жанра требуют новых целей, новых тем.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter