Командировка в мир "ЭКО"

Кто бы мне все-таки растолковал, что такое экология души?.
Кто бы мне все-таки растолковал, что такое экология души?.. В последнее время в умных статьях, в выступлениях ученых этот термин встречается все чаще. Вот и на кинофестивале экологических фильмов, который состоялся недавно в Минске, в экологическом университете имени Сахарова, этот термин звучал не единожды. Что такое экология вообще - мы вроде бы знаем. Пишу "вроде бы" потому, что знать-то мы знаем о том, что нужно беречь природу, жить с ней в ладу, но поступать согласно с нашими знаниями не всегда удается. И все же знаменитый в прошлом лозунг Ивана Мичурина о том, что "мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача", уже никого не убеждает, более того, вызывает активное неприятие: "Хватит! Взяли, что могли, и даже сверх того!" - осушили болота, сейчас ищем деньги на их восстановление. Оказалось, именно белорусские болота и являются "легкими" Европы. Радовались стройкам большой химии, а сегодня как задымит с какого-нибудь гиганта нефтехимии - не продохнуть. Короче, играли, как дети, с опасными игрушками - и доигрались. Доигравшись, стараемся жить милостью природы, поскольку осознали - сами ее часть. Однако что же делать с экологией души?.. Однажды приехала в Минск киногруппа японского общества "Чернобыль". Приехала снимать кино о старике, который жил в зоне, пас там своих коров и обо всей радиации отзывался неуважительно. Сценарист фильма, известный в Японии фотограф, много снимал этого старика во время своих предварительных командировок в Беларусь и, видимо, убедил продюсеров, что кино об этом белорусском "уникуме" будет интересно во всем мире. Меня японские коллеги пригласили кем-то вроде консультанта по общим вопросам. Мы педантично подбирали съемочную технику, договаривались с транспортом, рутинно готовились к сложной и длительной командировке. За день до выезда японцы решили созвониться с сельсоветом, чтобы узнать, как там жив-здоров понравившийся им дед. Оказалось, что дед погиб... Банда подонков, "кучковавшаяся" в зоне, украла у деда телку, освежевала и устроила пир горой. Несчастный старик отправился усовестить бандюг - и те его убили. Бедные японцы все в слезах тут же стали паковать свои вещи. Объясняя, что проект не может состояться, они беспрерывно кланялись и просили у меня прощения за доставленные хлопоты. Честно говоря, мне самому хотелось заплакать, поклониться им и попросить прощения за то, что земля наша уродила таких подонков. Тогда впервые задумался о связи между экологией природы и экологией души. Из курса логики помню, что следствие не всегда является причиной. Однако, согласитесь, есть некая зависимость между разрушением природы и разрушением человеческого естества. Что первично, что вторично - не могу сообразить. То ли гробим природу оттого, что душа ущербна, то ли, растеряв душевные ценности, обретаем безразличие к природе. Не знаю... Но в том, что эти явления взаимосвязаны, я убежден. Почему вспомнил ту давнюю историю с несостоявшимся японским фильмом? Поверите ли, причиной стал очерк В.Жука "Наусцяж па Нямiзе", опубликованный в его же книге, изданной в 1992 году. Позволю себе процитировать отрывки из очерка. "...Потым мы падыходзiм да аднаго з калодзежау паблiзу станцыi (Товарной. - О.Б.) i выварочваем цяжкую чыгунную накрыуку. На дно калодзежа адважна скача сонечны прамень, i на глыбiнi трох метрау мы бачым жывую серабрыстую змейку. Цячэ ручаек..." Это герои очерка, "люди подземелья" или, как их теперь называют, диггеры спустились в коллектор, в который мы, минчане, загнали веселую и бурливую речушку Немигу в ее нижнем течении еще в 1926 году, а в том месте, где наши диггеры спустились под землю, возле Товарной, докончили дело "коллекторизации" реки уже в 1955 году. Рассказывал мне известный белорусский поэт и драматург Артур Вольский, что отец его, классик белорусской драматургии Виталь Вольский, гулял с ним до войны по берегам Немиги, которая текла прямо посреди одноименной улицы, которой, увы, тоже уже нет. Цитирую очерк В.Жука далее: "Пры упадзеннi у Свiслач Нямiга расцякалася на два рукавы, нiбыта для таго, каб люляць у абдымках дзядзiнец старажытнага Менска..." Пишу эти строки и слышу голоса недоумевающих читателей: "Эка! Припомнил... Спрятали под землю сточную канаву, так и слава Богу, зато улицу проложили поверху чистую и ладную..." Согласен, улицу построили; уж насколько ладную, спорить не стану, знаю одно: из этюдов и картин, написанных минскими живописцами во двориках и в переулках старой Немиги, можно было составить целый музей - такая она была характерная и живописная. А на сегодняшней, "ладной", ни одного человека с мольбертом отродясь не видал. Не соглашусь вот с чем... С тем, что записали Немигу в сточные канавы, как будто она всегда и изначально сточной канавой и являлась. Загадили мы ее сами, вначале сточными водами "шпалерной" фабрики Канторовича (ныне Минская обойная фабрика), потом сточными водами обувного объединения "Луч". Загадили и спрятали с глаз долой в коллектор, под землю. Однако цитирую В.Жука далее: "Пайшла другая гадзiна пасля спуску. А мы не прайшлi яшчэ i паударогi. Вада па-ранейшаму празрыстая i чыстая... Раптам промнi лiхтароу знiкаюць у воблаку пары... Няйнакш гэта з фабрыкi-кухнi вывелi памыйны сцек у "лiунеуку", а павiнны былi б у каналiзацыю..." То, что фабрика-кухня сливала помои в Немигу, минуя канализацию, неудивительно, удивительно другое: диггеры, а среди них был и инженер-гидролог, свидетельствуют: в подземной Немиге до пересечения улиц Берсона и Мясникова вода была чистая и прозрачная, значит, даже забранная в коллектор Немига продолжала жить до половины своего течения. А теперь представьте: река - живое существо, не так ли? Да еще река легендарная, летописная, воспетая в поэмах, памятниках славянской письменности, помните: "Немиги кровавые берега"? И вот это живое существо в коллектор, под землю... Не догадываетесь, почему в сознании моем связались эти два случая - с дедом, убитым в чернобыльской зоне, и с речушкой, которую мы убиваем ежедневно, прямо посреди города? Не кажется ли вам, что и в одном, и в другом случае уместно поразмышлять об экологии души прежде, чем об экологии окружающего мира? Представьте себе, живет в вашем доме котенок, шаловливый, забавный... Жить он вам, конечно, мешает - то клубок ниток запутает, то авторучку под кровать закатит, то в углу напачкает. Но вы его все равно прощаете, поскольку котенок - любимый. Ручку положите повыше, чтобы не достал, клубок смотаете, выговаривая любимцу нравоучения, ну а лужу - подотрете. Не придет же вам в голову котенка за проказы - головой в коллектор! Экология души, понимаете ли!.. А речку можно? Однако кто сказал, что она домашняя и игривая, незаслуженно под землю упрятанная? "...Мы даведваемся, што iснуе яшчэ адна Нямiга. З усiх бакоу калектар проста падпiраецца грунтавымi водамi i крынiцамi, якiя сiлкавалi калiсьцi Нямiгу. У хiтраспляценнi воднай цыркуляцыi рэчка жывiлася нават глыбiнным дняпроуска-маскоускiм ваданосным гарызонтам, з якога Мiнск п`е зараз чыстую артэзiянскую ваду". Вот видите, гидрологи говорят... А кто может сказать уверенно? Подозреваю, что и исследования подземной Немиги никто толком не проводил... Так дорого, наверное, проводить исследования? Наверное... Только кто считал? Вот в 1850 году в Минском губернском управлении посчитали, сколько будет стоить обустройство канала, в который можно было бы пустить шалунью Немигу, неоднократно заливавшую подвалы домов паводком. Получилось 1.015 рублей на царские деньги. Решили - дорого. И до 1914 года так считали, а там и война началась, революции всякие - не до речушки стало. В 1926 году, не подумав об экологии, не исследовав возможностей, не прикинув проектной стоимости сохранения реки, - в коллектор ее! Особенно заинтересованной в этом была обувная фабрика - очень удобно: Немигу в коллектор и стоки туда же, под землю, с глаз долой. Нынче и фабрика совсем другая, и производство иное, а уверенность в том, что дорого, осталась в наследство с 1850 года. Осталась уверенность в том, что дешевле и удобнее - котенка в коллектор!.. С глаз долой - из сердца вон! Да что вы, господин автор, голову нам, однако, морочите? О чем, собственно, разговор? Что вы все намеками да намеками? Да пока ни о чем... Позвольте снова цитатку из сочинения десятилетней давности : "Але было б у ракi, так сказаць, прыкладное значэнне. Па-першае, яна засцерагла б ад небяспекi лiнiю метро. Калi вывесцi участак ракi на паверхню, яна будзе цячы над другой лiнiяй метро гэтак сама, як Свiслач над першай". К чему, однако, эти хитросплетения? Пожалуй, вы правы, читатель, пора переходить к прямой речи. Я поддерживаю предложение Виктора Жука о возрождении Немиги! Понимаю, эта идея может показаться и бредовой, и безумной. Хочу подчеркнуть все же, что в человеческой истории существует множество доказательств того, что именно бредовые (на первый взгляд) и безумные (на взгляд второй) идеи оказывались чрезвычайно плодотворными. Я думаю, что сегодня, в век всеобщего экологического прозрения, ни фабрика-кухня, ни обойная фабрика, ни объединение "Луч" не рискнут спускать "помои" в ожившую Немигу. Думаю, что нынешние гидроинженеры сумеют прикинуть, во что это оживление реки станет городу. И может, будущим архитекторам стоит рискнуть и сделать дипломный проект возрождения Немиги? Не за "бабки", а для экологии души. Я лично помню троих студентов-архитекторов - Левина, Градова и Занковича, - взявших и "забабахавших" Хатынь, которую более чем мемориальным знаком никто и не представлял себе. А они увидали, прониклись, смогли поднять рядовой проект на уровень экологии всемирной человеческой души, за что и получили Ленинскую премию. Во всем мире речки в коллекторы запихивают, а мы в нашем городе, единственные и первые во всем свете, живую речку из коллектора - да на солнышко, да в гранитные берега, да от истока до устья... Есть ли в вашей Стране восходящего солнца такое чудо, как ожившая речка посреди живого города? Об этом хочется спросить мне японцев. Ах, нету!.. Так не желаете ли к нам кино поснимать? А то все про ужасы да про ужасы... Вот вам тема - про экологию души. Снимайте, такого нигде в свете не видано и не слыхано. А вы, господа слависты-фольклористы, не желаете ли семинар о Всеславе Чародее да о мифическом Бояне, сложившем "Слово", провести как раз тут, где возродились берега летописной Немиги? А вы, минские школьники, будущие влюбленные, не затрепещет ли экологическим трепетом ваша душа от гордости за свой город, в котором будет такое диво дивное - речка, возрожденная из небытия? Не станете ли вы любить его и гордиться им вдвое более, если в каком-нибудь далеком далеке образованный зулусец попросит вас поделиться неслыханным в свете опытом, как минчане оживляли реку, которая как бы умерла, но потом силой человеческой любви и гения была возвращена к жизни? Нет, безумные идеи только на первый взгляд безумны. А если разобраться по уму и по сердцу, то экология души человека, экология души народа - дорогого стоит!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter