Командировка по письму

Конфликт формы и содержания Пружаны, как известно, еще весной превратились в сплошную строительную площадку, готовясь достойно встретить гостей республиканского фестиваля-ярмарки "Дажынкi-2003".
Конфликт формы и содержания

Пружаны, как известно, еще весной превратились в сплошную строительную площадку, готовясь достойно встретить гостей республиканского фестиваля-ярмарки "Дажынкi-2003". Жители этого города утверждают, что причиняемые им временные неудобства сродни тем, что ощущают жильцы аварийного дома при его капремонте. Хочется на время съехать, а нельзя. Ведь за нашими строителями, известное дело, нужен глаз да глаз. Но учителя единственной в райцентре гимназии решили сделать для себя исключение. И вот результат - коллективное письмо за 29 подписями, разосланное педагогами в разные инстанции, в том числе и в редакцию "СБ".

"...Ученики и учителя нашей гимназии уже с марта прошлого учебного года почувствовали, что такое уроки под монотонное уханье кувалд и стук молотков, под свист сварки и громыхание бетономешалки под окном, - говорится в петиции. - Но мы стоически переносили все это в надежде, что скоро наша гимназия тоже преобразится - наконец-то нам ее отремонтируют по-настоящему и даже по случаю знаменательного события заменят доисторические парты с открывающимися крышками. Все-таки гимназия расположена на центральной улице города и сюда запросто могут заглянуть гости "Дажынак". С трудом дождались последнего звонка..."

Чтобы не путаться у строителей под ногами, учителя решили сразу уйти в очередной отпуск. Вернулись в большинстве своем 12 августа и что увидели? "Окна чуть держатся, под подоконниками зияют дыры, а по школе хлюпают раствором два строителя. Директор не может вытребовать рабочих - их ему не дают. А до начала учебного года остаются каких-то две недели", - свидетельствуют учителя, которые не стали ждать манны небесной и всем педколлективом бросились срочно исправлять недоделки. Подклеивали, подкрашивали, выносили мусор, хотя видели, что это не решение проблемы - своими силами, без помощи рабочих, учителя явно не успевали подготовить гимназию к сроку.

А 25 августа на проблемы гимназии обратила внимание комиссия из Министерства образования. Решение было найдено весьма оригинальное: комиссия рекомендовала райисполкому... уволить директора Владимира Ефимовича Цубера. Исполком тут же исполнил рекомендацию.

"Мы, работники гимназии, в этой ситуации особенно удивлены поведением чиновников районного отдела образования, - говорится в письме. - У них не нашлось мужества сказать хоть слово в защиту своего коллеги. Сделать это было тем более легко, что по успеваемости и дисциплине наше учебное заведение, безусловно, лучшее в городе. В этом году 85 процентов выпускников гимназии поступили в высшие учебные заведения. Кто еще в районе может похвастаться таким результатом! И кто сомневается, что в этом львиная доля заслуг нашего директора, который и создал гимназию! Теперь по гимназии ходит другой директор. А мы как выполняли ремонтные работы вместо профессиональных строителей, так и выполняем. И по-прежнему верим в мудрость поговорки о том, что коней на переправе не меняют..."

Заведующий отделом образования Пружанского райисполкома Николай Кудравец не удивился появлению подобного письма и не стал отказываться от комментариев. Он с ходу заявил мне, что расходится во мнении с авторами письма по всем ключевым вопросам. По мнению чиновника, Владимир Цубер, являясь прекрасным учителем, был плохим администратором. "Он совершенно не занимался эстетизацией гимназии - она выглядела хуже любой деревенской школы, - считает Николай Кудравец. - И даже в этом году, когда благодаря "Дажынкам" выпала редкая возможность провести достойный ремонт, Владимир Ефимович эту работу попросту проигнорировал. В сегодняшних условиях директору учебного заведения мало быть хорошим учителем. Чтобы задать хороший темп учебному процессу, надо, кроме толкового заместителя по учебной работе, иметь еще уютные классы. В этой связи директор должен быть главным образом администратором. Это требование сегодняшнего дня. Цубер не отвечает этим требованиям. Я, к примеру, не нахожу ответа на вопрос, зачем он отпустил учителей в отпуск в самую горячую пору? Что мешало ему поступить так, как это сделала новый директор Лариса Георгиевна Козорез? Она обратилась к родителям, чтобы организовали детей, и те буквально за несколько дней сумели довести готовность школы до 80 процентов".

В этой истории ясно одно: на экскурсию в гимназию пружанцы гостей фестиваля-ярмарки уже не поведут, хотя, наверное, при хорошем ремонте не преминули бы это сделать. Ведь гордиться гимназией у пружанцев есть все основания: как уже говорилось, 85 процентов недавних выпускников гимназии стали студентами вузов. Рассказывают, что Владимир Цубер создал гимназию на голом энтузиазме. Районная власть ему не препятствовала, но и особо не помогала, не поддерживая новый статус учебного заведения материально. Не зря учителя в письме пишут про "парты с открывающимися крышками", а заведующий отделом образования отмечает, что гимназия выглядит хуже любой сельской школы. Директор наверняка не относится к когорте руководителей, идеально соединяющих в себе качества интеллектуала с пробивной силой снабженца. Что, впрочем, не мешало ему ежегодно выдавать замечательный конечный результат. А разве не это главное?

В любом случае досадно, что высокопрофессиональный педагогический коллектив гимназии вступил в новый учебный год далеко не в лучшем настроении. Повод для недоумения учителей действительно есть: если директор сплоховал "по хозяйственной линии", то почему это заметила лишь комиссия на уровне Министерства образования, а не районные руководители? Да и минской комиссии наверняка нужно было бы проявить не только "твердость", но и поглубже вникнуть в проблему. Потому что комиссия побыла и уехала. А педагогическому коллективу вот нанесена травма...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter