КОМАНДИР специальной группы

Внешне этот человек напоминает супермена из фильмов о разведчиках, хотя сам такие фильмы не смотрит, - он высок и спортивен, танцует степ и бегло говорит по-немецки, играет на гитаре и пишет слова и музыку песен.
Внешне этот человек напоминает супермена из фильмов о разведчиках, хотя сам такие фильмы не смотрит, - он высок и спортивен, танцует степ и бегло говорит по-немецки, играет на гитаре и пишет слова и музыку песен. А еще он общителен, начитан, знает массу анекдотов и смешных историй - короче, с ним не соскучишься.

Могилевчанин Владимир Леонович Васильченко 28 лет служил в органах госбезопасности - работал в Болгарии, Греции, на Кипре, в Восточной и Западной Германии. Выполнял спецзадание в Афганистане, был зачислен в одно из самых профессиональных спецподразделений мира - отряд КГБ СССР "Вымпел" (кстати, в единственном лице представлял нашу страну на торжественной встрече сотрудников этого подразделения в Москве в 2001 году по случаю юбилея "Вымпела"). А перед зачислением в отряд блестяще прошел испытание на "детекторе лжи", - это удается едва ли одному из 100.

В молодости он мечтал стать ученым - закончил Гродненский сельскохозяйственный институт, затем биологический факультет Брестского пединститута им. А.С.Пушкина, сдал кандидатский минимум и уже имел направление в аспирантуру. Но на пятом курсе института во время первенства вузов республики по волейболу и легкой атлетике на спортивного парня обратил внимание полковник КГБ Борис Юрчак - подошел, представился, пригласил к себе в кабинет. А вскоре, вместо аспирантуры, Владимир Васильченко осваивал приемы контрразведки на высших курсах КГБ СССР. Позже получил разведподготовку, изучал немецкий и тренировался в прыжках с парашютом.

ГДР

В этой стране он работал по линии разведки открыто, под своими документами, только изредка, если приходилось решать оперативные вопросы в Западном Берлине, пользовался другими "корочками".

Однажды 15 представителей Группы советских войск в Германии во главе с начальником штаба были приглашены в резиденцию США по случаю Дня Независимости. Большинство приглашенных на приеме отдыхали, и только один оперативник - это был Васильченко - работал. "Офицер Васин" должен был собрать как можно больше данных о присутствовавшем на встрече капитане ЦРУ. А красивого светловолосого американского разведчика тоже как магнитом тянуло к "Васину" - оказалось, что предки американца были выходцами из Молодечно.

Коллеги уже договаривались о следующей встрече, когда сослуживцы американца, что-то заподозрив, оттерли своего разведчика от "русского", но все же "Васин" успел собрать необходимые сведения.

- В тот раз я обратил внимание, что американцы охотно принимают на службу славян, - рассказал Владимир Леонович. - Наши люди выносливы, более преданы делу. Кстати, тогда, в годы моей службы в ГДР, резиденция США размещалась в Потсдаме, но жили американцы в Западном Берлине - командование боялось, что "русские" смогут их перевербовать. Вопреки расхожему мнению, наши в то время не принимали таких мер предосторожности во избежание контактов с иностранцами, наверное, были больше уверены в своих сотрудниках.

- Та встреча с американским офицером была нейтральной, - пояснил Васильченко. - Мы только присматривались друг к другу.

- А следующая могла бы стать просто встречей земляков, без всяких вербовок? - поинтересовалась я.

- Конечно, нет, - признался мой собеседник. - Такие контакты всегда были борьбой идеологий, борьбой интеллектов. Один из двоих должен был оказаться сильнее и перетянуть коллегу на свою сторону. Для этого использовались разные приемы: кому-то из разведчиков не хватало денег, чтобы содержать любовницу, - предлагали "грины". На кого-то собирали компромат. Но иных не удавалось ни подкупить, ни испугать "компрой" - в иностранных разведках, как и у нас, служат сильные люди.

...А еще ГДР запомнилась ему большим количеством спортивных соревнований. Приходилось выступать не только за наши, но и за немецкие органы госбезопасности - мода переманивать сильнейших игроков в другие команды появилась не сегодня. Соревнования часто проходили между Германией и Польшей, Германией и Чехословакией. Со стороны чехов и поляков также нередко выступали русские и белорусские "подставки" - помогали коллегам из дружественных стран. Так что в спортивных поединках часто сходились русский с русским, белорус с белорусом.

Афган

Перед выполнением боевой задачи в Афганистане он побывал в "странах-курортах" - на Кипре, в Греции, Болгарии, - изучал политическую обстановку, расстановку сил в мире.

А задача заключалась в следующем: проникновение в бандформирования, установление контактов с местным активом. Он был командиром спецгруппы внешней разведки в отряде "Каскад", состоящей из 22 человек - 7 оперативников, 2 таджика-переводчика, остальные - пограничники. Забегая вперед, скажу, что ему удалось сохранить всех бойцов - никого из его подчиненных не убили, не ранили, даже желтухой, тифом или лихорадкой никто не болел.

- Когда мы вошли в Афганистан, мне уже было 42 года, я был опытным разведчиком и командиром, - Владимир Леонович объяснил свое везение так. Ведь служба была опасной - определяли места нахождения исламских комитетов, лагерей подготовки диверсантов, хранения арсеналов. Поначалу бандформирования были крупными, до 5 тысяч человек, это потом их разбивали, делили.

В кишлаке Тариак, в предместье Герата, во время "прочески" после боя захватили 40 скрывавшихся под видом местных жителей бандитов. Бойцы отряда выводили из каждого двора всех мужчин, а свой человек из афганцев, сидя в БТР, указывал: "Тот - бандит, этот - тоже бандит". Впрочем, опытный глаз разведчика и так безошибочно отличал, кого нужно брать: на плечах этих мужчин были синяки от постоянного ношения винтовок, локти натружены характерным упором во время стрельбы.

Владимира Леоновича поначалу удивляло поведение задержанных.

- Я, как и большинство славян, попав в плен, попытался бы защищаться, на худой конец бежать. А они молча сидели на земле, дожидаясь допроса. Восточным людям в таких ситуациях свойственна покорность.

Командиру специальной группы часто приходилось проводить с местным населением что-то вроде политинформаций: "Мы с вами - друзья, вы в свое время направляли ходоков к Ленину, вы не предоставили территорию для фашистских войск..." А ведь такие беседы не входили в его обязанности. Это было делом партийных и комсомольских работников, но те отсиживались в тылу, а потом... получали боевые ордена, оставляя бойцам спецназа медали. Из-за таких "вояк", по мнению Василия Леоновича, в свое время вконец испортились отношения с афганским народом.

Могилев

После Афганистана его приглашали работать в Москву в аппарат внешней разведки - отказался по семейным обстоятельствам и прижился в Могилеве: отсюда родом его жена, сам Владимир Леонович - уроженец Хотимщины.

В вузах Могилевщины учились студенты и аспиранты из стран Южной Америки и Африканского континента, молодые иностранные специалисты проходили здесь стажировку. Среди них было много детей высокопоставленных лиц - они отличались хорошими манерами, шикарной одеждой и тем, что не пускали в свой кружок земляков из семей попроще. Интерес представителей "золотой" молодежи не всегда ограничивался только учебой - иногда наши органы госбезопасности выявляли их связи с национальными спецслужбами и разведками Запада, иной раз их навещали сотрудники зарубежных посольств, просили разузнать о профессиональных и деловых качествах профессорско-преподавательского состава для дальнейшего установления контактов. Некоторых студентов приходилось отчислять за нарушение режима проживания и передвижения, а кое-кто из них и сам представлял интерес для Васильченко и его коллег. Научно-техническая и даже военная информация не всегда использовалась для проведения спецопераций, часто ею пользовались наши дипломаты на различных приемах, чтобы блеснуть эрудицией.

Впрочем, иные иностранцы, закончив могилевские вузы, попадали в национальные спецслужбы, после чего нередко продолжали приносить пользу нашему государству, становясь "двойными агентами".

К примеру, студент, сын зарубежного министра, дал Васильченко полную раскладку коммуникаций своей страны, а отпрыск генерала поделился военной информацией.

- Кто-то из мудрецов сказал: "Корми солдата тысячу дней, чтобы использовать один раз в нужное время в нужном месте", - процитировал Владимир Леонович. - Это в полной мере относится к нашей работе.

P.S. Подполковник в отставке Владимир Васильченко награжден медалями "За боевые заслуги", "За безупречную службу", медалью правительства Афганистана "От благодарного афганского народа", знаком "За мужество и воинскую доблесть", имеет 125 грамот за службу и достижения в спорте, благодарность Юрия Андропова за исключительно добросовестное исполнение служебного долга по обеспечению Олимпийских игр 1980 года. Сегодня он работает заместителем генерального директора СП "Белвиал", но коллеги по прежней работе не забывают подполковника - награждают ценными подарками в дни юбилеев, приглашают на торжественные церемонии посвящения молодых сотрудников госбезопасности в чекисты.

Автор благодарит пресс-группу УКГБ по Могилевской области за помощь в подготовке материала.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter