Команда, на которую равняются. Кого берут в солдаты, что такое альтернативная служба и чему учит армия?

По итогам минувшего года Брестский областной военный комиссариат стал лучшим среди военкоматов страны. Впрочем, к статусу лидера брестчанам не привыкать: за последние 5—6 лет это стало делом обычным.

По итогам минувшего года Брестский областной военный комиссариат стал лучшим среди военкоматов страны. Впрочем, к статусу лидера брестчанам не привыкать: за последние 5—6 лет это стало делом обычным.

— У нас почему-то представление о военкомате достаточно однозначное: это служба, которая призывает молодого человека в армию. На самом деле это всего лишь небольшая частичка нашей деятельности — процентов десять, — рассказывает военный комиссар Брестской области полковник Владимир Базанов. — Основное — мобилизационная работа, все, что связано с поставкой личного состава, техники для развертывания Вооруженных сил. Огромный участок — организация территориальной обороны. Проведение занятий, учений, работа с людьми, приписка, обучение. Мы также работаем с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами Вооруженных сил, ребятами, которые воевали в Афганистане, принимали участие в других локальных конфликтах, ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Во всех вопросах мы тесно взаимодействуем с Белорусским союзом офицеров. Наша обязанность — учет льготных категорий: ветеранов, блокадников, членов семей военнослужащих, погибших в мирное время. Многие обращаются к нам по вопросам выплаты пенсий, обеспеченности жильем. Людям стараемся помочь. Кроме того, в нынешнем, юбилейном году, вручим награды к 65-летию Великой Победы более чем 12 тысячам ветеранов войны.
Можно сказать, своего рода госэкзаменом для нас стали учения “Запад-2009”, оценку которым дали министр обороны страны, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Республики Беларусь. Мы отправляли и личный состав, и технику во многие части Вооруженных Сил. Разворачивались Каменецкий и Жабинковский районы, а также штаб зоны на базе отдела территориальной обороны нашего облвоенкомата. Шла отработка военных действий и на картах, и практически.
— Владимир Александрович, расскажите человеку сугубо гражданскому, чем же брестчане заслужили столь высокое признание — быть лучшими среди коллег?
— Все решают кадры. Подобралась в высшей степени профессиональная команда: заместители, начальники отделов и отделений, офицеры облвоенкомата, военные комиссары в районах. Это люди, которые действительно знают свое дело.
— Вы руководите комиссариатом уже на протяжении 10 лет. Если сравнить парня, который призывался в армию тогда и теперь, — насколько они разные?
— Сегодня в армию идет более подготовленный молодой человек, больше людей с высшим образованием. А таких, кто хочет “откосить”, я сказал бы, почти и нет. Сейчас каждый понимает, что он должен отслужить. Ведь в армии ребята становятся не только физически крепче, но и более серьезными и ответственными, да еще получают определенный багаж знаний.
В год мы раньше отправляли на военную службу примерно 6400 парней, теперь вдвое меньше — снизилась потребность. Кроме того, не служат осужденные, к тому же из всех призывников командир части, ознакомившись с характеристиками, имеет право выбрать лучших.
Хочу сказать, что и в пограничных, и во внутренних войсках о ребятах, призванных из Брестской области, только самые лучшие отзывы. План мы всегда выполняем, и по этому показателю Брестчина — один из лучших регионов страны.
— Сегодня мы много говорим об альтернативной службе. Право на альтернативную службу закреплено в Конституции страны. А что на практике?
— Пока альтернативная служба не апробирована, нет механизма ее применения. Что она предполагает? Прежде всего, вдвое увеличится срок службы. Прохождение альтернативной службы это уход за тяжелобольными в больницах и хосписах. Не каждый, отмечу, даже психологически способен на это. К примеру, в России, где альтернативная служба уже практикуется, ею пользуется только один процент призывников.
— Почему вы пошли по военной стезе?
— Мы все тогда воспитывались на военных фильмах. Мне это настолько запало в душу, что решение я принял в 13 лет. И отправился поступать в Ленинградское суворовское училище. Родители хотели, чтобы я стал инженером, и к моему заявлению отнеслись достаточно скептически: мол, пусть попробует, но вряд ли что у него получится. А мне нужно было стать суворовцем. Поступил.
Потом окончил Коломенское артиллерийское училище. Прошел службу от командира взвода до командира полка. Служил и в Средней Азии, и в Забайкальском военном округе, в Германии, Афганистане. А в 1998 году попал в военный комиссариат.
— Что для вас значит Афганистан? Много ли было потерь?
— В артиллерии потерь меньше, чем в пехоте, которая идет в прямое столкновение с врагом. Я неоднократно исполнял обязанности командира батареи, и мне приходилось идти в горы, в зеленую долину, обеспечивать огневую поддержку и пехоте, и десанту. Сложно было прежде всего потому, что непонятно, кто есть кто: днем крестьянин ходит с мотыгой, ночью берет оружие. Постоянно жди выстрела в спину, заложенного на дороге фугаса. В Афганистане было важно не только победить врага, но и спасти жизни своих солдат.

В тему

За Афганистан Владимир Базанов награжден орденом Красной Звезды, имеет два ордена “За службу Родине” — за командование дивизионом в Германии и за проведение учений “Чистое небо-2003”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter