О реконструкции Национального аэропорта Минск

Коляску к барьеру

О безбарьерной среде в Национальном аэропорту «Минск»

Сегодня переживающий реконструкцию Национальный аэропорт «Минск» напоминает лабиринт. Чтобы добраться из одной точки в другую, нужно едва ли не преодолеть полосу препятствий. Мимо строительных конструкций, через двери, по многочисленным лестницам. В общем, в обход. И если для здоровых пассажиров ситуация еще терпима, то для «колясочников» — похоже, уже нет. Устав от того, что наша воздушная гавань представляет собой большой барьерный риф, один из них подал на аэропорт в суд.


Евгений Шевко — председатель правления Республиканской ассоциации инвалидов–«колясочников». В конце апреля он направлялся в Таллин. Как водится в таких случаях, аэропорт заранее был оповещен о том, что на борту одного из рейсов будет находиться такой особый пассажир. А значит, дабы гарантировать безопасную посадку в самолет, ему должны предоставить специальную коляску. Евгению, однако, предоставили «стульчик на колесах». Без ремней безопасности. Не регулируемый по высоте. С твердой поверхностью сиденья. В общем, небезопасный...


Мы беседовали с представителями руководства аэропорта перед началом очередного — на сей раз выездного — судебного заседания. Те подчеркивали: мнение Евгения Маратовича — не позиция всех инвалидов–«колясочников». Недоумевали: как, мол, так? «Стульчик» в «парке» Национального аэропорта уже более пяти лет, а претензии возникли только сейчас... Обслуживание ограниченных в движении людей — ситуация штатная, едва ли не ежедневная. Но претензий, скажем, от сборной инвалидов–«колясочников» по танцам никогда никаких не было. Да что говорить, если, по словам сотрудников аэропорта, «стульчик» передало аэропорту Белорусское общество инвалидов, приехавшее инспектировать предприятие перед чемпионатом мира по танцам среди «колясочников». Кстати, его участники тоже были только благодарны. Мало того, и с Республиканской ассоциацией инвалидов–«колясочников» до недавних пор были деловые контакты. Даже совместно персонал аэропорта два года назад обучали. И Евгений Шевко лично в этом участвовал.


Однако во время суда приглашенные эксперты из Белорусского протезно–ортопедического восстановительного центра и Республиканского научно–практического центра медицинской экспертизы и реабилитации, несмотря на все доводы, вынесли вердикт: изделие не обеспечивает безопасность пользователей и предназначено лишь для перемещения по прямым поверхностям. Например, по салону самолета. И то при наличии двух фиксирующих ремней, подлокотников и противопролежневой подушки. И точка. Иначе даже при незначительном изменении позы может быть нарушено кровообращение. А при малейшем наклоне тела удержать бы себя Евгений Маратович, равно как и многие другие, просто не смог бы...


Ответчики позже все же признают: действительно, проблема. Резонный вопрос: почему не предложили альтернативу? Ведь она есть — более продвинутые коляски S–MAX. Да, с одной стороны, колясок предостаточно. А с другой — ассортимент их у нас неполный. Вот, скажем, человек просит помощи в посадке на небольшой самолет вроде CRJ или Dash–8 (именно на таком и летел Евгений). Только вот незадача. Двери — узкие. Ступеньки на трапе — высокие. А под телетрап — «кишку», которая соединяет аэровокзал и салон самолета, такого «малыша» не поставишь. В общем, без вариантов. Сейчас посадить инвалида в салон на свой страх и его риск можно только опасным способом. На стульчике на руках.


Иск Евгения Маратовича — это повод поговорить об обновлении инфраструктуры. О покупке в 2014 году специального амбулифта — машины с выдвижной платформой, поднимающей «колясочника» прямо к дверям самолета. О приобретении колясок нового поколения. Их поставка также запланирована на следующий год. Только хотелось бы, чтобы и сами потребители участвовали в выборе, консультировали. В какой конкретно момент возникло недопонимание — уже не суть важно. Сейчас стороны готовят мировое соглашение. И очень хотелось бы, чтобы эта история, а также ее огласка послужили бы только на пользу общему делу.


Советская Белоруссия №232 (24369). Вторник, 10 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter