За последние пять лет в Гродно и области решили многие транспортные проблемы

Кольцо пришлось городу впору

Гродно — город автомобилистов. Еще в 2003 году его генплан предусматривал, что к 2020–му здесь будет 320 — 360 автомобилей на тысячу населения. Этого уровня областной центр достиг всего за три года, а сегодня превысил цифру 500. Такой стремительный рост повлек за собой и автомобильные пробки. В них Гродно мог «задохнуться», промедлив с решением транспортной проблемы.


В Гродно есть свое «садовое кольцо».
Фото УП «Институт Гродногражданпроект»

Выход специалисты видели в незамедлительном строительстве кольцевой дороги и реконструкции Старого моста — самого старого моста через Неман. Четыре года назад вновь заговорили о реализации масштабного и недешевого проекта, начало которому было положено еще в советские времена. Тогда построили около 15 километров кольцевой дороги, и работа замерла на долгие годы. Для создания гродненского «садового кольца» оставалось возвести замыкающие участки на юго–западе и северо–востоке города общей протяженностью более 7 километров. Дело, от которого в буквальном смысле зависела судьба Гродно, решено было срочно довести до конца.

Финансово осилить проект стоимостью около 170 миллиардов рублей области оказалось не по силам. Распоряжением Президента были выделены средства из республиканского бюджета. Задачу справиться с работой в максимально короткие сроки, построить добротно и экономно поставили перед предприятием «Институт Гродногражданпроект».

Заместитель председателя Гродненского облисполкома Владимир Дешко объясняет, почему такую ответственную стройку доверили институту, которым он долгое время руководил:

— УП «Институт Гродногражданпроект» — единственная организация в стране, работающая в системе инжиниринга. То есть сочетает функции проектировщика, заказчика и генподрядчика. В то время было очевидно, что город приближается к транспортному коллапсу, нужно было срочно принимать решение. Реконструкция моста через Неман стала уникальной стройкой. Я знаю точно: подобного нет не только в Беларуси, но и в мире.


Реконструкцию Старого моста через Неман называют учебником инженерной мысли
Фото Елены СЕМЕНОВОЙ


Старый трехполосный мост подняли на 1 метр 30 сантиметров, сделали в два раза шире и в 1,8 раза длиннее. При этом использовали старые конструкции, которые были доставлены еще в 1945 году из Германии, по новой изменив расчетную схему и точки применения. Здесь мы получили сокращение сроков проектирования и строительства не менее чем в четыре раза. Экономический эффект исчисляется миллионами долларов. В результате движение по мосту было восстановлено за 9 месяцев против предлагаемых иностранными организациями 4 — 5 лет.

Владимир Дешко замечает, что много и долго говорилось о кольце вокруг центральной части Гродно, но реализовать проект стало возможным только потому, что институт выполнил функцию полного инжиниринга на этом объекте:

— Мы сегодня имеем эффективную радиальную схему кольцевого движения в городе. А за счет оптимальной организации работы и удачных проектных решений значительно удешевили стоимость строительства.

Специалисты подсчитали, что с вводом этого кольца горожане экономят до 15 процентов топлива за счет того, что уменьшилось количество пробок на дорогах и сократились маршруты из одной точки города в другую. Плюс экологический эффект.

В числе объектов, которые помогли городу уйти от транспортного коллапса, заместитель председателя облисполкома называет и реконструкцию развязки по улице Буденного, осуществленную в самые короткие сроки. Горожане и не заметили неудобств. Серьезные транспортные проблемы испытывала также Советская площадь. Безусловно, многие гродненцы с ностальгией вспоминают ее прежний облик, но уже забылось, что в былые времена пробки здесь растягивались на километры. Движение на перестроенный старый мост пустили совершенно с другими подходами.

Перед дорожниками Гродно стояла в то время еще одна проблема: пустить в обход Гродно большегрузный транзитный транспорт, следующий через пункт пропуска «Брузги» в Европу. Для этого нужно было открыть участок дороги М–6 с новым мостом через Неман.

Необходимость строительства этого дорожного объекта рассматривали еще в начале 90–х годов. Четырнадцать лет назад приступили к первым строительным работам. Из–за нехватки средств они приостанавливались, однако в 2012–м вопрос с финансированием был решен окончательно, что и позволило построить незавершенные участки дороги в этом же году. Главный инженер РУП «Гродноавтодор» Александр Руто рассказал о новом уровне магистрали:

— По этому участку дороги, теперь уже в обход Гродно, проходит свыше пяти тысяч машин в сутки. Построено около 26 километров современной четырехполосной трассы с четырьмя автодорожными путепроводами. Возведен мост через Неман шириной 11 метров и протяженностью 248 метров. Замечу, что в 2012 году также был реконструирован еще один участок М–6 — протяженностью 7 километров, вблизи Щучина.

К слову, усовершенствование 120 километров трассы республиканского значения М–6 для гродненских дорожников — сейчас одна из самых глобальных задач. Решается вопрос полного финансирования этой дорожной стройки по территории области с привлечением китайских инвестиций. Масштабные работы планируется начать в следующем году и завершить в 2018–м.

Говоря о дорогах не только Гродно, но и всего региона, следует отметить, что еще в советские времена Гродненщина держала высокую марку. И сейчас область во многом задает тон. В числе важнейших трасс республиканского значения Александр Руто называет немало объектов, которые введены в строй гродненскими дорожниками только за последние пять лет:

— Мы построили на территории нашей области 39 километров автодороги в обход Национального парка «Беловежская пуща». В эту значимую для страны стройку было вложено 120 миллиардов рублей. С 2009 года силы были брошены на строительство подъездных дорог к Белорусской АЭС, построили 49 километров.

В июле был сдан последний отрезок протяженностью 15,6 километра. С его вводом закончен весь комплекс подъездных автомобильных дорог к Белорусской АЭС.

infong@sb.by

Советская Белоруссия № 179 (24809). Пятница, 18 сентября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter