
Значимость форума можно оценить по тем усилиям, которые предпринял коллективный Запад, чтобы воспрепятствовать его проведению. Кое-где даже организовали накануне встречи революции. Чтобы не отдавать Африку РФ. Это знаковое событие в мировом масштабе все равно произошло. Около 50 стран продемонстрировали: с Россией можно работать, причем она не стремится действовать как колонизатор.
У большинства из нас представления о жителях Африканского континента чуть ли не как о туземцах с луками и стрелами. На самом деле это один из самых бурно развивающихся регионов в мире (подобно Китаю в конце прошлого века, когда ежегодно по ВВП прибавляли по 7—9 процентов).
В Африке 30 процентов полезных ископаемых «кладовой мира», но доступ к ним более легок, чем, скажем, в Сибири, где мороз и вечная мерзлота. Только там есть некоторые редкоземельные элементы, используемые в производстве мобильных телефонов и турбин самолетов. Огромен и рынок, ведь проживает 1,5 миллиарда населения, больше, чем в Индии и Китае. Около 100 миллионов тонн пшеницы в эквиваленте закупается за границей ежегодно, чтобы обеспечить себя продуктами. Кстати, Беларусь очень заинтересована в этом рынке.
Между тем континент всегда страдал от алчных колонизаторов: англичан, американцев, французов, испанцев… К примеру, англосаксы ежегодно инвестировали по 50—70 миллиардов долларов… в добычу полезных ископаемых. А потом забирали в два раза больше — сырьем, необходимым для промышленности, золотом и драгоценными камнями. Часть Африки не исследована, есть перспективы найти месторождения нефти и газа. Причем 70 процентов населения занято в сельском хозяйстве и не может накормить себя — только колонизаторов, вывозивших в том числе продовольствие. Логично, что Россия стремится привлечь африканцев на свою сторону, так как это континент больших возможностей.
А белорусы? Мы не в стороне. Напомню о знаковом государственном визите Президента в Зимбабве в январе. Во время «Белагро-2023» в республику прилетела делегация из Кении. Наша промышленность как раз ориентирована на подобные развивающиеся страны. Им нужна обыкновенная техника, простая в управлении. Особенно сельскохозяйственная. То же с транспортом — без наворотов и лишней электроники. В области легкой промышленности интересны и одежда, и обувь.
В Африке разные климатические условия, есть и плодородные почвы, и реки. Она может обеспечить себя продуктами, но нужны современные технологии. Наши ученые проводят испытания фосфорных удобрений и сортов пшеницы в Ливии. Урожайность при базовой в 10 центнеров выросла до 50—60 с гектара, ведь удобрения они массово не использовали, по технологиям зависли в прошлом веке.
Добавленная стоимость удобрений в Африке намного выше, чем на других рынках, что интересно белорусским производителям. А урожаи можно получать неограниченно: климат позволяет, нужно только менять культуры. Отечественному бизнесу также следует обратить внимание на этот континент. Важно выстроить логистику, в Санкт-Петербурге обсуждали прямой путь через Персидский залив, где находятся дружественные страны.
Зерновая сделка показала: процветают богатые, бедным достаются крохи. Сегодня тот, кому африканцы отдадут свое доверие, выиграет в долгосрочной перспективе. Привнести белорусские производственные технологии в африканское сельское хозяйство — вот в чем наша заинтересованность. Техника, технологии, удобрения, сорта — у нас есть все необходимое. Как говорил философ Жан-Жак Руссо, «единственное средство удержать государство в независимости от кого-либо — это сельское хозяйство».
Сергей КРАВЦОВ, депутат Палаты представителей Национального собрания, генеральный директор РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по земледелию».