На колодец ушло семь кругов. Один остался бесхозным, и я решил сделать из него тандыр

Колодец и тандыр

То лето выдалось очень жарким. Огороды у хозяек высыхали. Чтобы спасти урожай на грядках, тракторист Гена развозил по деревне бочку с водой и наполнял живительной влагой емкости хозяек. К колодцу было не подступиться. К вечеру, когда все мои соседи запаслись водой, я опустил в колодец насос и стал качать воду. Утром обнаружил, что у моей машины отломан задний дворник. Намек водяных конкурентов я понял и перестал качать воду из общественного колодца.

Для того, чтобы решить этот вопрос раз и навсегда, решил выкопать у себя во дворе собственный. Из Борисова привезли восемь бетонных кругов, и мы с братом Аркадием и его приятелем Сашей начали копать колодец. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Пройдя верхний слой, наткнулись на глину. Лопату в землю не вбить. И так все шесть кругов... Всю глину, которую выкопали, местный народ разобрал на «сувениры». Менять место для колодца было уже поздно, решили сражаться до конца. Саша сказал: «Зато водичка будет чистейшая». На четвертый день работы у меня под ногами захлюпала вода. Когда колодец был готов, я говорю соседям: «Берите у нас воду». А они: «Вы за электричество платить много будете». Некоторые не стали церемониться, и исправно качают воду из моего колодца по сей день.

На колодец ушло семь кругов. Один остался бесхозным, и я решил сделать из него тандыр. Кто бывал в Средней Азии, наверняка пробовал восточные лепешки. Когда мы с женой Хасият были в Душанбе у ее родителей, мать Хасият, Розия Хафизовна, деликатно спрашивала: «Славик, вы не могли бы сходить за лепешками?» Я соглашался: любил наблюдать, как работает лепешечник. Ни секунды он не стоял на месте. Расправлял тесто, посыпал его кунжутным семенем, специальным ежиком прокалывал дырочки, клал готовое тесто на выпуклую, круглую подушечку на деревянной основе и — шлеп его в тандыр. Лепешки я приносил домой горячими.

Так вот, их особенный вкус побудил меня взяться за сооружение тандыра. Первым делом сделал фундамент под бетонное кольцо. Внизу нужно было сделать поддувало, чтобы хорошо горели дрова. Эта работка оказалась не для слабонервных — аккуратно вырубить в бетонном кольце дырку для дверцы. Внутри кольцо обложил кирпичом и заштукатурил шамотной глиной. Именно шамотной, как это делают в Средней Азии. Правда, они добавляют в глину овечью шерсть для связки. Овец я пока не держу. Пришлось обойтись металлической сеткой. Над кольцом сделал свод с отверстием для растопки тандыра и манипуляций с лепешками.

Любопытные соседи не переставали удивляться.

— Что это ты тут строишь? — спрашивали они, теряясь в догадках.

Одним я отвечал, что сооружаю стартовую площадку для ракеты, другим — обсерваторию. Поджав губы и качая головой, они уходили по своим делам. Правда, пальцем у виска при этом не крутили.

— Твоя эта печка, как ее, тандыр, уж больно похож на бабу в платке, — сказал сосед Станислав, оценивая мою работу.

Мне было обидно слышать такое сравнение, но, приглядевшись к своему творению, должен был признать, что мой тандыр действительно смахивал на кустодиевскую крестьянку. Все кончилось драматично. Утром я обнаружил мой тандыр разрушенным. Ненастной ночью огромная ветка столетней груши, под которой стоял тандыр, сломалась и раздавила «бабу в платке». Станислав выразил мне соболезнования.

Сейчас работа по восстановлению тандыра близка к завершению. Надеюсь, скоро у меня вновь появятся настоящие восточные лепешки, и когда я угощу ими соседей, что они скажут, интересно? Своего хлеба давно не пекут и, наверное, забыли его вкус. Все ждут автолавку, чтобы купить хлеб кирпичиком и жевать его до следующего приезда магазина на колесах. Цивилизация подмяла старые добрые традиции, разучила людей жить крестьянским бытом. Даже кур не держат, не говоря уже о коровах. На всю деревню, более чем в сорок дворов, я насчитал всего три коровы. Молоко и яйца деревенские жители покупают в магазине. Я как–то спросил у баб, почему они кур не держат? Они так и накинулись на меня: «Кур же кормить надо! А где зерно брать?!». Приусадебные участки еще не закатали под асфальт — сей, что хочешь, но я пожалел, что задал такой глупый вопрос. А тут еще тянут по деревне кабель, чтобы в каждой хате был интернет. Я спросил у соседки: «А он вам нужен, этот интернет?» — «Хай будзе!» — уверенно ответила она.

От себя могу только добавить: «В хозяйстве пригодится!»

omr@tut.by

Советская Белоруссия № 145 (24775). Суббота, 1 августа 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter