Коллекция великодушных поступков

Старинные книги и документы императорской канцелярии, открытки военной поры и картины забытых художников — эти и другие уникальные артефакты минувших эпох можно увидеть на выставке «Экспонируется впервые»...

Старинные книги и документы императорской канцелярии, открытки военной поры и картины забытых художников — эти и другие уникальные артефакты минувших эпох можно увидеть на выставке «Экспонируется впервые», открывшейся вчера в Национальном историческом музее. В прошлом году его фонды увеличились на рекордные 15 тысяч раритетов, но пока можно показать лишь небольшую часть новинок: новое музейное здание на Фрунзе, 19 все еще ремонтируется...


С коллекцией Национального исторического музея давно не может соперничать ни один другой в стране. Однако пополнению своих хранилищ его директор Сергей Вечер по–прежнему уделяет особое внимание.


— Без новинок музей гибнет, — убежден Сергей Владимирович. — Конечно, бюджет ограничен, но, к счастью, в наш прагматичный век не перевелись люди, которые способны на великодушные подарки. К примеру, недавно нам передали очень любопытное немецкое пианино XIX века с клавишами из слоновой кости — владелец попросил только об одном: чтобы вопрос с выносом инструмента с 5–го этажа его квартиры мы решили сами... А пенсионер из Пуховичского района, подаривший наддужный колокольчик с клеймом «1812 год», который откопал у себя на даче, даже отказался назвать свое имя. Мол, не ради славы это...


Здесь же — и возвратившаяся на родину живопись уроженца Борисова Михаила (Мендла) Горшмана. Картины художника, прославившегося своими иллюстрациями к произведениям Коласа и Купалы, по праву украшают «Третьяковку», Пушкинский и другие российские музеи, но в Беларуси сохранились лишь считанные полотна. Теперь их у нас — несколько десятков. К слову, полотна живописца, посвященные Беларуси, Национальному историческому музею передал в дар его сын, Александр Горшман...


— Но наибольшее количество бесценных предметов — почти 9 тысяч! — мы получили из музея Минского фарфорового завода, — откровенничает С.Вечер. — Когда завод решили закрыть, эти раритеты даже собирались распродавать за долги. Но нам удалось доказать, что для истории и искусства Беларуси это стало бы непростительной ошибкой...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter