Флешмобы: цирк или способ добиться своего?

Коллективное сознательное

В сети запустили флешмоб в поддержку врача, на которого пожаловались из-за флирта на рабочем месте. Хотя комиссия не подтвердила, что факт действительно имел место, а медик даже пытался привлечь жалобщика к ответу за клевету, контракт с ним не продлили. И вот теперь некоторые его коллеги по профессии постят свои фото с хештегом #флиртуюнаработе, чтобы показать: какие вообще могут быть заигрывания при их нелегком труде? Флешмобами, коллективными акциями, нынче демонстрируют разное — от решительного протеста до горячего восторга, причем в самых разнообразных сферах. «И хорошо, нечто объединяющее плюс отличный способ привлечь внимание и даже решить определенную проблему», — уверена зачинщица сегодняшнего спора. В ответ ей кисло улыбается оппонент: «Цирк, да и только! Реальное дело надо делать, а не самовыражаться!» В самом деле, дают ли флешмобы эффект?

КОЛЛАЖ АННЫ ВЯЖЕВИЧ.

Вместе весело шагать по просторам

Можно сколько угодно потешаться над такой «детской» на первой взгляд забавой, как флешмоб, но нельзя не признавать ее эффективность. Наверняка ты помнишь, Роман, кампанию #облейсебяводой. Ее участники выворачивали на себя ведро с ледяной водой и делали пожертвования на изучение редкой болезни — бокового амиотрофического склероза, которым страдал, в частности, физик-теоретик Стивен Хокинг. Тогда в челлендже приняли участие миллионы людей, среди них были ярчайшие знаменитости — Эминем, Рианна, Билл Гейтс, Стивен Кинг, Марк Цукерберг и другие. В результате организаторам флешмоба удалось собрать сотни миллионов долларов, которые использовались для финансирования нескольких групп ученых, занимающихся изучением недуга. 

«Тайна массового успеха какого бы то ни было дела только в массовости, потому что народ хочет развлекаться, иными словами, народ хочет толкаться» (Карел Чапек, писатель). 

Это было пять лет назад, по нынешним временам — вечность, тем не менее флешмоб как нечто полезное укоренился в обществе, настоялся, стал частью культуры больших городов, что доказывает его полезность. Сегодня челленджи приобрели десятки оттенков: экстрим-моб (когда участники акции вытворяют небезопасные трюки), ай-моб (реализуется в пределах интернета), арт-моб (забавы художников) и так далее и так далее. Название сути не меняет. А главная идея флешмоба, как мне кажется, — это способность людей к самоорганизации. Замирают ли подростки в гипермаркете для фана на 4 минуты или учителя в интернете публикуют свои фото в купальниках в поддержку коллеги — такие вспышки гражданской активности помогают «сделать видимыми» те проблемы, которые у нас за спиной, и встретиться с ними лицом к лицу. 

В самом слове «флеш» (с англ. flash — вспышка) есть приятная спонтанность, и мгновенность распространения информации, и параллельное ее обсуждение по всему миру в режиме реального времени. Заметь, в откровенно рекламные флешмобы никто не включается. Нельзя просто так поставить призывный хештег в соцсетях и за сутки сделать его популярным. Но есть вещи, на которые люди по какой-то необъяснимой причине моментально реагируют. Удачный флешмоб сродни музыкальному хиту, никто не может постичь природу его популярности. А вот подхватывает народ — и пошло-поехало. Жаль, конечно, что флешмобы озаряют проблемы лишь на короткое мгновение, а когда медиа выкачивают из острой темы все самое вкусное, как было с тем же челленджем #облейсебяводой, о такой болезни, как амиотрофический склероз, вскоре снова все забывают. Но попытку организаторов флешмоба сигнализировать о чем-то важном нельзя недооценивать. 

Порой для людей флешмоб — это действительно единственно возможный и самый быстрый способ «пошуметь», привлечь мгновенное внимание общественности к своей проблеме. Всецело поддерживаю челлендж наших медиков #флиртуюнаработе. Врачи мирно и очень мило выражают в инстаграм свое мнение — это их законное право. Заметь, Роман, общественного порядка они не нарушают, напротив, на радость всем довольно изобретательно фотографируются на рабочем месте, так что не понимаю, честное слово, почему ты так переполошился.

С точки зрения медицины, кстати, от флешмобов опять-таки одна только польза. Они благотворно влияют на психику участников, помогают преодолеть скованность, страх, улучшают способность к самоорганизации, приносят радость от общения, эмоциональную разрядку. Например, профессор психологии из Университета Дьюка Дэн Ариэли говорит, что «каждый стремится создать образ хорошего добропорядочного человека. Участие во флешмобах с благородными идеями — один из простейших способов добиться этой цели».

Я бы добавила к словам профессора, что за компанию оно как-то и легче выражать свою гражданскую позицию, быть как все. Ведь любой флешмоб берет своих участников на слабо: сможешь или не сможешь публично проявиться. Вот ты, Роман, как смелый и цельный человек, смог бы отказаться от участия в благородном флешмобе, в котором бы твоего друга отстаивали? Я не смогла бы. Поддерживаю любой челлендж, кроме голодовки.

Виктория ПОПОВА

viki@sb.by 

Наденьте штаны!

Виктория, прости, но с кем ты сейчас разговаривала? Точнее, на каком языке? Буквы вроде знакомые, но слова — нет. Флешмобы, хештеги, челленджи, поп-хиты, ай-мобы… Набор этой тарабарщины ярко свидетельствует, что явление, которое мы сегодня обсуждаем, не наше, привнесенное, чуждое. Причем не только в языковом смысле, но и по духу, способу исполнения, целям и задачам. Я вот не припомню, чтобы когда-то в нашей истории случился «день без лаптей» или акция «Неделя голого хлебороба». Народ, предложи ему такую странную забаву, просто пожал бы плечами или покрутил пальцем у виска. Тем временем в Нью-Йорке уже 17 лет проходит День без штанов — горожане раздеваются до нижнего белья и в таком срамном виде катаются на метро. А в Испании и Британии обожают устраивать голые велопробеги, главная цель которых — привлечение внимания СМИ. Собственно, это цель любых подобных акций: шумнуть погромче, выступить максимально эпатажно, чтобы потом забить социальные сети фотоотчетами о своих «подвигах». Другой полезной нагрузки громкие сборища не несут.

«Если человек не умеет управлять собой, им начинают управлять другие» (Хасай Алиев, ученый и философ).

Даже те из них, которые якобы направлены на привлечение внимания к серьезной проблеме, на самом деле имеют коммерческую подоплеку. Взять хотя бы флешмоб #ЯНеБоюсьСказать, призванный обратить внимание на насилие в отношении женщин. Напомню, дамы наперебой бросились рассказывать страшные истории, произошедшие с ними. Даже послышались упреки в том, что они стремятся перещеголять друг друга в яркости и натурализме исповедей. Очень точно смысл той акции оценил общественный деятель Антон Носик: «Флешмоб, на мой взгляд, спланированный и хорошо организованный, однако не приносит никакой реальной пользы — только «дешевый» пользовательский контент для СМИ, набирающий большое количество трафика. Ваши исповеди, девушки, измерены в маркетинговых терминах KPI, SMM, CTR и CTI. Ни один домашний насильник от этого флешмоба даже не поморщился, не перестал делать то, что вчера сходило ему с рук и завтра сойдет. Вы просто подогрели кому-то «поляну».

Но я бы не участвовал во флешмобах не только потому, что это явная глупость или бесполезная трата времени. Некоторые из них, не особо маскируясь, являются инструментами для будущих политических акций, не всегда законных. Допустим, популярный пользователь соцсети призывает молодых людей завтра ровно в 11.00 встать на голову ради привлечения внимания, скажем, к теме бездомных собак. Цель очевидно благая, особых усилий не требующая, почему бы и не задрать ноги в гору? На самом деле проверяются мобилизационные возможности как ресурса, так и пользователя. Насколько они способны подвигнуть людей на такое дело, как сбор большой толпы в одном месте? В следующий раз про собачек и не вспомнят, а массу могут собрать под совсем другими лозунгами или даже для противоправных действий… Как на пляже Ипанема в Рио-де-Жанейро, где сотни людей были собраны якобы для невинного развлекательного флешмоба, а на самом деле — ради прикрытия грабежей, жертвами которых стали посетители пляжа. В США прямо прогнозируют, что «по мере распространенности социальных сетей вероятность использования флешмобов в политических и криминальных целях будет возрастать».

Неужели тебе нравится быть куклой для чужих манипуляций? Мне — нет. Поэтому считаю, что учителя и врачи, вместо того чтобы играться в подростковые потехи, могли бы помочь своим ущемленным коллегам более действенными традиционными способами. Направить начальству коллективное обращение, обратиться в инспекцию по труду, воспользоваться возможностями прессы. Это было бы во сто крат полезнее. Я понимаю, конечно, что устроить яркий флешмоб вокруг мусорной кучи куда приятнее для собственной популяризации, чем просто взять да убрать мусор. Реальные действия могут и не заметить. Так что все эти акции, устроенные якобы в защиту коллег, — всего лишь повод для самолюбования. Чем скорее люди это поймут, тем меньше у нас шансов оказаться в публичном месте без штанов.

Роман РУДЬ

rud@sb.by

Брейк!

Я, коллеги, к флешмобам отношусь философски. Они порождение нашего века информационных технологий и очень «заходят» молодежи. Бороться с этим глупо и невозможно. Но я бы их не воспевала, как Вика, и не раздраконивала, как Роман. Хотя его позиция мне чуть ближе.

Плохо то, что флешмобят сейчас по любому поводу. Иногда — да, по заказному, иногда — по высосанному из пальца, иногда — по настолько абстрактному, что это уже ударяет по самой идее «коллективного включения в проблему». Какой смысл затевать акцию против всеобщего засилья пластика или в глобальную поддержку ЗОЖ? Что это изменит? Не лучше ли сузить запрос и попытаться разобраться с чем-то прицельно? А самое главное — довести дело до логического финала, не спустив на тормозах. Вика права: флешмоб за борьбу с БАС много дал, ученые в результате даже смогли обнаружить один из генов, влияющих на развитие болезни. Тогда, 5 лет назад, у нас все тоже активизировались. Результат? Взрослые пациенты с боковым амиотрофическим склерозом получили один-единственный дыхательный аппарат… Большинство о «модной» проблеме поговорило, пообливалось и забыло. Это уже вопрос к нам, любителям ярких акций: что первично — наше желание помочь или покрасоваться? Готовы ли мы и дальше биться за идею?

Людмила ГАБАСОВА.

gabasova@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter