Коллапс на границе не нужен никому

ГТК рассчитывает, что европейский бизнес не допустит санкций

Существуют такие сферы деятельности, в которых при отсутствии международного сотрудничества и активного взаимодействия с зарубежными коллегами работать просто немыслимо. К ним, безусловно, можно отнести таможенную службу. Беларусь – активный инициатор подписания международных договоров о сотрудничестве в этой сфере. На сегодняшний день их – более 16. Кроме того, действует около 30 международных договоров межведомственного характера. Все они работают и приносят пользу их участникам. Однако, к сожалению, на волне антибелорусской риторики, которая зазвучала после проведения в нашей стране президентских выборов, со стороны Евросоюза было сказано о свертывании всякой поддержки и помощи Беларуси, в том числе и технической. Велика ли вероятность, что эти угрозы воплотятся в жизнь и в таможенной сфере? На этот и другие вопросы «Р» отвечает заместитель председателя Государственного таможенного комитета Сергей БОРИСЮК (на снимке):

— Международное сотрудничество в нашей сфере строится по двум направлениям: через формирование нормативно-правовой базы (межведомственные и межправительственные соглашения) и получение технической помощи. Ключевыми донорами здесь выступают различные институты ЕС. Трудно сказать, решится ли Евросоюз на свертывание такого взаимодействия... Но, если это произойдет, потерпевшей стороной станет не только Беларусь. Судите сами.

Проекты международной технической помощи направлены на обустройство и техническое оснащение границ в первую очередь с Евросоюзом. Сегодняшние реалии таковы, что потоки контрабанды через Беларусь в Западную Европу возрастают. Таким образом, нагрузка и ответственность на все контролирующие органы нашей страны, в том числе на таможню, ложится огромная.

В такой ситуации отсутствие полной и своевременной помощи со стороны ЕС сделает весьма затруднительным обслуживание того товаропотока, который также с каждым годом на границе с ЕС увеличивается.

Как правило, максимальное количество таможенных операций касается грузов, въезжающих в страну.

К слову, за прошлый год (по сравнению с предыдущим), по различным оценкам и параметрам, грузопоток, пересекший границу с Евросоюзом, возрос на 20—30 процентов.

Если на границе не будет совершенствоваться инфраструктура, в том числе за счет технической помощи, грузы и в первую очередь на въезд в страну будут простаивать. Мы получим эффект бутылочного горлышка.

— Но это же миллионные убытки для поставщиков…

— Разумеется. Таким образом, мы рассчитываем, что европейский бизнес скажет свое веское слово и не допустит каких-либо санкций в этой сфере со стороны своих правительств. Бизнес выступает за нормализацию отношений — этого требуют экономические интересы и логика здравого смысла. Должен сказать, что, несмотря на все резкие заявления со стороны Брюсселя, на взаимодействии нашего ведомства со своими зарубежными коллегами это никак не отразилось. Оно и понятно: коллапс на границе не нужен никому.

За примерами успешного международного сотрудничества далеко ходить не надо. Только в феврале состоялись встречи председателя ГТК Александра Шпилевского со своими коллегами из Литвы и Польши.

Их итогом стала стабилизация ситуации на белорусско-литовской границе, а также утверждение системы предварительного уведомления при возникновении чрезвычайных ситуаций и принятие совместных мер реагирования с польской стороной.

— Прошлый год, можно сказать, прошел под знаком формирования договорно-правовой базы Таможенного союза. До 1 июля 2011 года планируется согласовать все спорные вопросы по таможенному регулированию в экономической деятельности, а с 1 января 2012 года должно состояться Единое экономическое пространство. Насколько согласованно удается выстраивать работу таможенных служб трех стран-участниц?

— Роль и значимость слаженной работы таможенных служб в условиях такого союза, действительно, велика. На сегодня можно сказать, что таможенное законодательство ТС сформировано. В настоящее время принято 20 международных соглашений по вопросам таможенного регулирования. В соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и иными международными договорами государств-членов принято порядка 45 основополагающих решений комиссии Таможенного союза. Сейчас в процессе совместной работы устраняются шероховатости законодательной базы, которые были допущены в результате достаточно быстрого формирования, а затем и внедрения законодательства ТС.

В общем идет нормальный рабочий процесс.

— В связи с созданием ТС роль и ответственность белорусской таможни возросла: ведь наша страна – как пропускные ворота в два союза: европейский и таможенный. В то же время год назад руководство ГТК Беларуси отмечало тенденцию увеличения оборота контрафактной продукции и контрабанды через белорусскую границу. Сохраняется ли она сегодня?

— К сожалению, да. Преступные организации в погоне за наживой наращивают обороты контрабанды, совершенствуют методы ее переправки через границу. По итогам 2010 года таможенными органами нашей страны выявлено и пресечено нарушений законодательства почти на 14 процентов больше, чем в 2009-м. Среди особо опасных видов преступлений, выявленных на границе, — контрабанда наркотиков.

В 2010 году пресечена 71 такая попытка, из незаконного оборота изъято 948 кг наркотических и психотропных веществ. Не менее «ходовые» товары у правонарушителей – табачная продукция. В 2010 году в ходе таможенного контроля и оперативно-разыскных мероприятий сотрудниками таможенных органов при незаконном перемещении через границу изъято 116,7 миллиона штук сигарет (в 2009 г. – 77,9 млн.)

Традиционно криминальные устремления направлены на драгоценные металлы и изделия из них, валюту, компьютеры, мобильные телефоны и другое, в том числе парфюмерию и косметику, одежду и обувь, которые контрабандисты по документам, относящимся к иным товарам, пытаются без уплаты таможенных пошлин ввезти в Беларусь.

Формы переправки контрабанды иногда удивляют даже опытных сотрудников таможни. К примеру, в пункте пропуска «Бенякони» был задержан гражданин, следовавший из Литвы, который перевозил в нишах для подушек безопасности своего автомобиля более 22 килограммов гашиша.

Витебскими таможенниками в железнодорожном вагоне была обнаружена партия сигарет – 8 млн. штук, которые были уложены на поддоны, обложены слоем торфобрикета и обмотаны упаковочным материалом.

Гродненская региональная таможня задержала партию одежды, оценочная стоимость которой составила 4 млрд. рублей. Товар ввозился под видом «стальных труб».

Примеры изобретательности преступников можно приводить бесконечно.

— Действительно, от бдительности и профессионализма работников таможни во многом зависит безопасность страны, и не только экономическая. Как в связи с этим скажется на работе ГТК Директива № 4 («О развитии предпринимательской инициативы и стимулирования деловой активности в Республике Беларусь»), ведь она подразумевает упрощение административно-контрольных процедур?

— Наши партнерские взаимоотношения с бизнесом, их либерализация, начали формироваться не вчера, этот процесс идет на протяжении последних 5 лет.

Принятие Директивы позволяет углубить этот процесс. Сегодня во всех регионах нашей страны ведется работа по информированию субъектов хозяйствования о планируемых основных направлениях развития таможенной службы до 2015 года, изучаются различные мнения на этот счет. В настоящее время ГТК проводит акцию: наши сотрудники выезжают в регионы, где проводят встречи со всеми, кто заинтересован принять участие в этом процессе, внести свои предложения. Кстати, график таких визитов и встреч указан на сайте нашего ведомства. Основной целью этих мероприятий мы видим устранение излишних административных барьеров в работе таможенной службы, формирование партнерских отношений с предпринимательскими структурами.

Такие нововведения автоматически приведут к более комфортным и конкурентоспособным условиям для ведения бизнеса в Беларуси.

Разумеется, некоторые преступные группы увидят для себя в подобных послаблениях возможность для нарушений. Наверняка, появятся новые схемы. Криминал ведь не статичен и приспосабливается к новым условиям очень быстро. Но для того и несут свою службу таможенные органы, чтобы своевременно реагировать на угрозы и вызовы, возникающие на границе.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter