Колесо жизни

Им многое приходится осваивать заново. И все ради того, чтобы в будущем жить без посторонней помощи Самостоятельность, оказывается, большое преимущество, но о ней мы, увы, задумываемся редко. Как и о том, насколько хрупка жизнь человека. Взлететь по лестнице, заскочить в уходящий троллейбус, да просто двигаться ускоренным шагом — для большинства из нас все это так же естественно, как дышать. Потому мы и не замечаем “маленьких” радостей жизни. Но стоит случиться несчастью, как мир тотчас меняет акценты. Все, что до травмы имело значимость, будто меркнет...

В этом признались люди, по воле злого рока прикованные к инвалидной коляске. Сейчас они проходят реабилитацию в санатории “Березина” Борисовского района, учатся жить по-новому и делать то, что им знакомо... с детства. Под одной крышей всех их собрала Республиканская ассоциация инвалидов-колясочников при поддержке Министерства труда и социальной защиты, а также многочисленных спонсоров.
— Когда я попал в автомобильную аварию, моя жизнь словно остановилась на бешенном “скаку”, — вспоминает Константин Пстыга — инвалид-колясочник из Брестской области. — Мне тогда было 23 года. В то время я занимался “челночным” бизнесом, встречался с любимой девушкой, строил планы на будущее, хотел жениться. Все это в один миг оборвал несчастный случай. С девушкой мы расстались, хотя и остались хорошими друзьями. Конечно, поначалу я страдал, тогда мне казалось, что впереди — одна безысходность. Упасть духом не позволили друзья, которых я нашел в брестской областной общественной организации “Инвалид и среда”. Они оказывают поддержку, помогая вернуться к активной жизни людям, перенесшим тяжелые спинальные травмы. Помню, как впервые в 2003 году мы поехали на общеевропейский форум в Люблине, где я познакомился с такими же инвалидами-колясочниками, как сам. Вернувшись из Польши,  пересел на “бэушную” активную коляску, подаренную новыми друзьями. И моя жизнь утратила мрачные тона.
В санаторий “Березина”  приезжаю во второй раз. Убежден, что такая учеба крайне необходима тем, кто попал в беду и годами безвылазно сидел дома. Именно здесь люди обретают веру в себя, учатся не вешать нос, какой бы тяжелой ни была их ситуация, а начинают больше двигаться и полноценно жить в инвалидной коляске.
— Это возможно? — спрашиваю парня.
— Вполне! Люди на колясках женятся, у них рождаются дети. Понимаете, дома за многими колясочниками ухаживают родители. А здесь мы учим их самостоятельности.
— Когда вернешься домой, чем займешься?
— Сейчас строю дом, в котором будет удобно жить колясочнику. Кроме того, часто уезжаю на сборы, где обучаю людей, попавших в беду, жить в коляске.
— Тебя сопровождает кто-то из близких?
— Нет, я всегда путешествую в поездах один. Делаю это, как здоровый человек. И учу тому же других. Главное — преодолеть страх, а дальше все будет, как в обычной жизни.
Среди приехавших в санаторий “Березина” много молодых людей. Одна из них — 19-летняя Аня Шумак из Мозыря, тоже по нелепой случайности ставшая инвалидом.
В тот злополучный день тогда еще девочка-подросток решила помочь тете делать ремонт и предложила покрасить окна квартиры на 5-м этаже. Одно неосторожное движение круто изменило ее жизнь. Аня выпала из окна. Девушка считает, что упала ...удачно. Но, поскольку ее неправильно транспортировали в больницу, то и оказалась в инвалидной коляске. За 4 года Аня перенесла несколько сложных операций, практически все это время провела, не поднимаясь с постели. До травмы еще успела окончить 9 классов. Будучи дома — 10 и 11-й классы. В санатории девушка старательно осваивает азы самостоятельной жизни на коляске, а потом, вероятнее всего, продолжит учебу в БГУ или в одном из вузов Бреста.
— Чем ты обычно занимаешься дома? — интересуюсь у жизнерадостной Ани.
— У меня много всяких хлопот. Поскольку мама и брат работают, я должна приготовить им обед, а когда вернутся — накормить. Если мама занимается грядками, то все хозяйство на мне.
— Школьные друзья тебя не забывают?
— Как только я пересела в инвалидную коляску, все одноклассники дружно отвернулись от меня. Но я научилась быть сильной и не расстраиваться по этому поводу...
— Значит, после травмы твоя жизнь все-таки изменилась?
— Я не вижу разницы между человеком на ногах и в коляске. К тому же я просто уверена, что обязательно встану на ноги и пойду. Врачи мне пока не говорят ни “да”, ни “нет”, но я убеждена: все будет хорошо! По-моему, это лишь вопрос времени.
Авария на дороге стала причиной инвалидности и 30-летнего Сергея Кронова из Минска. Молодой мужчина ехал с женой на дачу, произошла автомобильная катастрофа, из которой он вышел едва живым.
— Жена, к счастью, осталась цела, а я повредил шейные позвонки, — говорит Сергей. — Попал в больницу в Марьиной Горке, потом — в НИИ травматологии в Минске, где мне и сделали операцию. Там я провел около года: 3 месяца в реанимации, потом в обычном отделении. Я был практически парализованным, лежачим инвалидом. Теперь стремлюсь выкарабкаться из тяжелого состояния, но руки пока не хотят меня слушать... Однако я очень стараюсь вернуть им подвижность. Поначалу правая рука висела, как плеть, а теперь я могу сгибать ее, даже сжимать пальцы в кулак. Это результат многочасовых тренировок дома. Одни и те же движения приходится делать десятки, а то и сотни раз. И все это ради моей жены и двоих детей. Знаю, что многих ребят, приехавших в санаторий, после травмы покинули их любимые. Слава Богу, в моей семейной жизни ничего не изменилось.
Судьбы людей, попавших на курсы реабилитации в санаторий “Березина”, типичны: причиной инвалидности стала авария на дороге, неудачный прыжок в водоем, правда, есть и те, кому с рождения не дает встать на ноги болезнь. Проблемы здоровья, временной нетрудоспособности сближают людей на колясках.
...Завтра у “колясочников” запланирован первый самостоятельный выход в город. Хотя курсанты — люди взрослые, ждут его с нетерпением. Ведь дома многие “заключены” в четырех стенах. А тут можно будет заехать на коляске в магазин, посидеть в кафе, купить мороженое. Что это значит, наверняка поймет лишь человек, который был лишен этой возможности долгие годы — а многие инвалиды-колясочники живут в “пятиэтажках”, где лифта нет...

Комментарий заместителя председателя Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников Валентины ГАПОН:

— Цель реабилитационного лагеря-семинара для инвалидов-колясочников — научить людей со спинальной травмой управлять коляской активного типа. Новичков тренируют инструкторы, которые тоже в инвалидных колясках. В этот раз учим жить по-новому людей от 17 до 62 лет. Все участники настолько активны, что кажется, будто они расходуют скопившуюся за долгое время нерастраченную энергию. У нас подъем в 7 утра, тренировки строго по расписанию, на них опаздывать нельзя: это легкая атлетика, аэробика, теннис, подвижные игры и тяжелая атлетика. Наши курсы — мощный стимул для инвалидов-колясочников. Попав сюда, многие понимают, что их жизнь не окончена, она продолжается. Кстати, курсы — это еще и место встреч людей с одной и той же проблемой. Многие здесь знакомятся, потом женятся.
По нашим подсчетам, в Беларуси проживает не менее 7 тысяч инвалидов-колясочников. Но в наших рядах их пока только 700. Отделения ассоциации работают в 14 регионах Беларуси. Мы стремимся помочь каждому человеку, попавшему в беду. Вместе — мы сила. Сейчас в Минске инвалидам-колясочникам стало жить несколько легче. Власти заставляют предприятия строить новые дома, магазины и учреждения, учитывая, что рядом есть люди, которые проводят свою жизнь в инвалидной коляске. Безбарьерная среда делает человека свободнее. Но самое главное — мы добиваемся принятия Закона об инвалидах-колясочниках, который урегулирует многие жизненно важные для нас вопросы.
Людям на колясках, которые нуждаются в помощи, можно звонить в ассоциацию по телефону (8017) 291-10-89.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter