Колесо удачи

Кооператоры рассмотрели приоритетные  направления  развития  транспортной  отрасли

Приоритетные  направления  развития  транспортной  отрасли  потребительской  кооперации  были  рассмотрены  на  республиканском  семинаре-совещании,  который  состоялся  в  ЧУП  «Слуцкая  автобаза  облпотребсоюза»

Транспорт, образно говоря, является той движущей силой, которая приводит в действие хозяйственный механизм потребительской кооперации. Поэтому очень важно вы­брать оптимальный режим работы отрасли, чтобы, с одной стороны, исключить холостые обороты и одновременно не выйти за пределы максимально допустимых норм. Поиском так называемой золотой серединки были заняты участники республиканского семинара-совещания, который состоялся в ЧУП «Слуцкая автобаза облпотребсоюза».

Верно подмечено: не подмажешь — не поедешь. В том смысле, что шестеренки транспортной отрасли потребкооперации без надлежащего ухода перестанут вертеться и придут в негодность. Чтобы этого не случилось, необходимо вовремя проводить профилактику, делать технические осмотры, незамедлительно устранять выявленные неполадки. Задача непростая и, скажем так, достаточно затратная. Но это, думается, тот случай, когда скупой платит дважды.  Ведь в системе потребительской кооперации более 85 процентов товаров различного назначения доставляются собственным транспортом и экономить на нем — себе потом дороже обойдется.

По словам заместителя председателя Правления Белкоопсоюза Александра Забелло, у некоторых руководителей наблюдается недопонимание роли и значения транспортной отрасли в системе кооперативных координат. И вот что интересно: там, где простаивают автомобили, результаты хозяйственной деятельности тоже оставляют желать лучшего. Потому что здесь все взаимосвязано, и разрыв в одном из звеньев приводит к сбоям во всей технологической цепочке. Можно, конечно, применить административный ресурс, но в первую очередь, согласитесь, должны работать все-таки экономические стимулы. Именно такой подход стал в последнее время определяющим на Слуцкой автобазе Минского облпотребсоюза, которая была выбрана местом проведения семинара. До недавних пор это было обычное транспортное предприятие, где, как в зеркале, отразились имеющиеся в отрасли проблемы и недостатки. Среди них — изношенность подвижного состава, нехватка водителей, незначительное количество оказываемых услуг сторонним организациям…

— В то время, когда торговля испытывала острую потребность в транспорте, — с возмущением говорил Александр Забелло, — на автобазе много машин стояло «под забором».

Ярчайший пример бесхозяйственности и, если хотите, безответственности — законсервированная с 1992 года автомойка, которая, между прочим, была в исправном состоянии, но почему-то не эксплуатировалась. В связи с этим единственно верным решением была замена директора: с февраля 2009 года автобазу возглавил Петр Тростянко. Пока что, видимо, преждевременно делать долговременные прогнозы, но сам факт проведения здесь республиканского семинара свидетельствует о том, что автобаза постепенно начинает набирать обороты. Показателен в этом отношении пример, который стал своеобразным слуцким ноу-хау. Речь идет о переоборудовании дизельного автомобиля на работу на сжиженном газе. До сих пор подобными экспериментами в стране не занимались, и, судя по искренней заинтересованности участников семинара, новинка не осталась незамеченной. Ведь теперь обычный автофургон «купава» на базе ГАЗ-3109 может работать попеременно на солярке и пропан-бутане, в результате чего достигается значительная экономия горючего — в среднем на сумму в 6—7 американских долларов на сто километров пробега. При этом с пульта управления можно считывать информацию, сколько километров водитель проехал на дизельном топливе, а сколько — на газе.

Начальник отдела транспорта и чрезвычайных ситуаций Белкоопсоюза Александр Старосветский отметил, что в настоящее время в системе потребкооперации имеется тысяча дизельных автомобилей ГАЗ-3109 и все их можно перевести на газ. Вопрос, как обычно, упирается в нехватку средств: переоборудование одного автомобиля обойдется более чем в 6 миллионов рублей. Впрочем, как говорится, процесс пошел, и если на местах убедятся, что дело действительно стоящее, необходимые  средства, уверен, тоже найдутся.

На Слуцкой автобазе одними из первых в системе потребительской кооперации открыли автошколу по подготовке водителей категории «В». Это знаменательное событие случилось в минувшем году, а сегодня уже выпускается четвертая группа курсантов. Причем, заметьте, несмотря на то, что в Слуцке работает порядка шести аналогичных автошкол, а стоимость обучения составляет 1,2 миллиона рублей. Услуга, как видим, оказалась очень востребованной у местного населения. В результате затраты на покупку автомобилей, ремонт и отделку помещений, оборудование компьютерного класса окупились в течение первого года обучения. Начальник автошколы Николай Василевский не исключает, что в перспективе здесь смогут организовать также подготовку водителей на получение категорий «С» и «Е».

Все, как известно, познается в сравнении. Автошкола, в которой трудятся всего семь человек, делает фактически «экономическую погоду» на автобазе. На этот момент обратил внимание Александр Забелло, по мнению которого, надо всемерно развивать подобную форму оказания платных услуг и зарабатывать тем самым дополнительные  средства. В условиях глобального финансово-экономического кризиса такое пожелание приобретает особую актуальность. Обратимся к цифрам, которые были озвучены начальником отдела транспорта и чрезвычайных ситуаций Белкоопсоюза Александром Старосветским. В минувшем году отраслью перевезено более 3,8 миллиона тонн различных грузов и получено свыше 156 миллиардов рублей валовых доходов. При этом чистая прибыль составила 1,3 миллиарда рублей. Между тем платных услуг сторонним организациям и населению оказано лишь на 26,9 миллиарда рублей, или 17,3 процента от всех полученных доходов. Как говорят в Одессе, две большие разницы.

Но, чтобы успешно наращивать объемы деятельности, надо сначала провести ревизию имеющегося в наличии имущества и подвижного состава, четко определиться с приоритетами, разработать эффективный механизм стимулирования оплаты труда водителей и обслуживающего персонала, руководителей автотранспортных предприятий. Причем решение этой триединой задачи, которую поставил перед транспортниками потребкооперации Александр Забелло, нельзя откладывать в долгий ящик — время торопит. Сегодня костяк отрасли составляют восемь автокомбинатов с семью автоколоннами или филиалами. В системе райпо имеется 38 частных унитарных предприятий (автобазы), а в остальных — обособленные структурные подразделения, которые находятся на балансе потребительских обществ. На балансе ЧУПов Белкоопсоюза, облпотребсоюзов и райпо автомобильный транспорт сосредоточен в 65 предприятиях. Всего эксплуатируется 7215 автомобилей, из которых 85,5 процента — грузовики.

Анализ показывает, что парк грузовых автомобилей остается старым, продолжает эксплуатироваться автотранспорт с полностью начисленной амортизацией. В целом по Белкоопсоюзу износ подвижного состава составляет 64,5 процента. При этом свыше тринадцати лет выходят на линию около трех тысяч автомобилей, в основном карбюраторных, с высоким удельным расходом топлива, что существенно влияет на себестоимость перевозок. Тем не менее благодаря принятым мерам удалось обеспечить коэффициент технической готовности парка до 0,89, коэффициент выпуска на линию — до 0,54 и сократить простои автомобилей под погрузочно-разгрузочными операциями на 0,2 часа. В 2008 году был выполнен доведенный Правлением Белкоопсоюза уровень транспортных расходов. Причем, что немаловажно, в торговле и общественном питании этот показатель снизился по сравнению с предыдущим годом соответственно на 0,11 и 0,12 процентного пункта. Сокращение вроде бы незначительное, но на практике это означает экономию 49 миллиардов рублей. Вот и считайте, какова цена вопроса и есть ли смысл вообще заниматься бережливостью. Режим жесткой экономии соблюдался в использовании горюче-смазочных материалов, и здесь тоже счет идет на миллиарды рублей. Тем не менее необходимо признать, что удельный вес расходов на топливо, наряду с заработной платой работников отрасли, остается достаточно высоким в себестоимости перевозок, и эту статью затрат следует держать на постоянном контроле.

На определенные размышления наводит тот факт, что в основном объем валовых доходов — 82,8 процента — получен автотранспортными предприятиями от перевозок товаров организациям потребительской кооперации. Между тем в ЧУП «Брестский кооптранс» оказали услуг сторонним организациям на 6 миллиардов рублей, а в «Барановичикооптранс» и «Пинсккооптранс» — на 2,4 и 1,5 миллиарда рублей соответственно. Неплохо поставлена эта работа на ряде автобаз, но так, к сожалению, далеко не везде. Еще одно «узкое» место —  простои автомобилей под погрузочно-разгрузочными операциями, которые, несмотря на определенные положительные подвижки, по-прежнему остаются большими. Кроме того, в отдельных райпо в минувшем году недостаточно уделялось внимания обновлению парка грузовых автомобилей за счет приобретения подвижного состава с низким удельным расходом топлива, а также переоборудованию автомобилей для работы на газомоторном топливе.

Решение этих и других вопросов обретает особую значимость в связи с тем, что нынче придется действовать в условиях глобального финансово-экономического кризиса. Итоги первого квартала убеждают в том, что, возможно, придется вносить коррективы в заранее намеченные планы. В частности, по мнению специалистов, есть смысл переводить на газ только автомобили, которые эксплуатируются не более десяти лет. В противном случае должного эффекта обеспечить не удастся и деньги, что называется, будут выброшены на ветер.

До недавних пор система потребительской кооперации республики главным образом приобретала автомобили российского производства, в основном марки ГАЗ. Между тем, считает Александр Забелло, есть, возможно, смысл более пристально взглянуть и на китайские авто. Опять-таки в ближайшее время требуется дать конкретные предложения МАЗу на предмет возможной организации на предприятии производства сегмента необходимых потребкооперации отечественных автомобилей. Выбор, как видим, хотя небольшой, но все-таки имеется. Однако всегда определяющим фактором должно выступать соотношение цены и качества автомобиля. Непременное соблюдение этих двух условий — аксиома, которая не подлежит доказательству.

На снимке: начальник автошколы ЧУП «Слуцкая автобаза ОПС» Николай ВАСИЛЕВСКИЙ: «Затраты окупились в течение первого года работы».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter