Колесо развлечений

Готовы ли парки нас радовать? 1 мая в городских парках отдыха откроется новый сезон.
Готовы ли парки нас радовать?

1 мая в городских парках отдыха откроется новый сезон. В эти дни в них наводят марафет. От площадки к площадке снуют уборщицы с вениками, рабочие загружают в прицепы груды мусора, аттракционы призывно поблескивают свежей краской. Старые добрые карусели, "чертовы колеса", "ромашки", на которых выросло не одно поколение любителей острых ощущений, опять зовут к себе взрослых и детей. Минские парки в праздничные дни посещают до 15 тысяч человек. Однако зачастую самым сильным впечатлением от этого похода остаются толкучка у билетных касс, получасовые очереди у аттракционов и громкий плач любимого чада. Ведь как ни крути, а нескольких десятков аттракционов, сосредоточенных преимущественно в трех минских парках - имени Горького, Челюскинцев и 50-летия Великого Октября, - маловато для почти двухмиллионного города.

Хали-гали, паратрупер не всегда бывают супер

В выходные и праздники в Минск за развлечениями едут со всей Беларуси. Потому что в провинции с этим делом неважно. В крупных городах, как, например, Борисов или Вилейка, парки имеют статус государственного учреждения и соответственно хоть какую-то финансовую поддержку от местных властей. Новых аттракционов, как рассказал мне начальник управления учреждений культуры и народного творчества Министерства культуры Тадеуш Стружицкий, не покупают, но старые поддерживают в исправности. У детворы хоть и небольшой выбор, но покататься есть где - 3 - 5 древних "развлекаловок", как правило, работают по выходным. Правда, таких парков на страну всего 24. В райцентре же с 8 - 10-тысячным населением парк - это просто зеленая зона, где в лучшем случае можно обнаружить скамейки для отдыха. Какие уж тут качели-карусели!.. Одна надежда - Минск.

Здесь часть аттракционов сосредоточена в руках "Минскзеленстроя", в ведении которого находятся все парки, часть принадлежит "Белаттракциону" и частным фирмам. У всех владельцев "развлекаловок" общая проблема - изношенность оборудования и недостаток средств на обновление. "В этом году мы нашли деньги на покупку надувного аттракциона с шариковым бассейном, - рассказала технический директор ОАО "Белаттракцион" Алла Станкевич, - кое-что подремонтируем, подкрасим и все. Хотя в перспективе очень бы хотели купить передвижной Луна-парк по чешскому варианту. Тогда бы и до глубинки доехали. Вообще, индустрию развлечений надо больше развивать на окраинах, а не в центре. Зачем семейству с детьми ехать через весь город ради минутного удовольствия? Сейчас мы планируем заняться парком в Чижовке. Жителей там много, а отдохнуть негде".

Впрочем, и в центре проблем хоть отбавляй. Как рассказал мне главный инженер предприятия "Городские парки Минскзеленстроя" Виктор Жигленков, до 70 процентов аттракционов нуждаются в замене. Ведь большинство из них установлено лет 20 - 30 назад. Оборудование не только не отвечает современным запросам, но и ломается в самый неподходящий момент. Прошлым летом, например, незабываемые полчаса на 15-метровой высоте провели четверо посетителей, среди которых был ребенок, самого экстремального в Беларуси аттракциона "Супер-8". Из зависшей на вираже кабинки людей освободили спасатели. И это не единичный случай, что вполне объяснимо: "Супер-8" - старичок по эксплуатационным меркам, отпускающим аттракционам всего 10 - 15 лет жизни. Между тем в следующем году исполнится 30 лет, как знаменитая катальная гора, будучи уже "бэушной", "прописалась" в парке им. Челюскинцев. И списывать ее пока не собираются. При ежегодном ремонте и обязательных технических испытаниях она еще послужит не один год.

А вот на эксплуатацию двух колес обозрения - в детском парке им. Горького и 50-летия Великого Октября - несколько лет назад был наложен запрет. Так что теперь посмотреть Минск с высоты птичьего полета можно лишь в парке им. Челюскинцев. На свалку были также отправлены детская цепочная карусель и аттракцион "Север". Главным мотивом стала не столько проблема безопасности, сколько устаревший дизайн и допотопные конструкции, вызывающие нарекания посетителей.

Вообще-то сами карусельщики утверждают, что аттракцион - сооружение безобидное. Мол, опаснее отправить ребенка одного в школу на автобусе, чем на аттракцион. А многие ЧП, дескать, происходят по вине самих посетителей. Человеку с больным сердцем или гипертонией вряд ли стоит рисковать ради острых ощущений. Понятно, что медицинскую справку при посадке в кабинку "Супер-8" не спросят, но чем закончится эта поездка - ведомо только Богу. Да и людям, не отягощенным болезнями, здравый смысл не помешает. Год назад, например, летальным исходом закончилось для 40-летнего экстремала катание на "Сюрпризе" в парке им. Горького. Чтобы усилить остроту ощущений, мужчина проигнорировал правила, забравшись на кабинку с ограждающими конструкциями, откуда его и выбросило на асфальт...

Так что закрывать глаза на проблему безопасности развлечений не стоит. Не случайно в прошлом году в Москве в рамках специализированной международной выставки работал семинар "Безопасность аттракционов". На нем, кстати, отмечалось, что "Сюрприз", который, помимо Минска, имеется и в других крупных белорусских городах, является одним из самых опасных аттракционов на постсоветском пространстве. Ежегодно с ним связано от 3 до 5 несчастных случаев, о чем надо бы помнить особо рисковым любителям острых ощущений.

Новая жизнь старых парков

Свой Диснейленд, похоже, у нас появится не так скоро, как хотелось бы. Ведь индустрия развлечений прибыльна во всем мире. Даже наши скромные аттракционы, работающие с мая по октябрь, приносят паркам львиную долю доходов. Хотя цена билетов, по словам Виктора Жигленкова, практически осталась прежней: поездка на "чертовом колесе" обойдется в 1.300 рублей, катание на "Вальсе" - в 1.100, посещение комнаты смеха - в 700.

Иное дело - "развлекаловки" мирового класса. К примеру, билет в парижский Диснейленд, являющийся самым большим парком аттракционов в Европе, стоит 20 - 30 у. е. Но чтобы брать такие деньги с посетителей, нужно прежде вложить солидные инвестиции в парки. Стоимость среднего аттракциона - от нескольких сот тысяч до миллиона долларов. Такие цены у мировых лидеров по производству оборудования для развлечений - Италии, США, Германии. Да и продукция российских производителей по цене недалека от этих сумм. В Минске производством аттракционов занимается лишь НПО "Центр 8". Его незамысловатые по конструкции "Вальсы" имеют многие парки отдыха.

Но отдых - это не только аттракционы. Это - красивый ландшафт, цветники, кафе и рестораны, уютная атмосфера, располагающая к отрешению от будничных забот и проблем. Признаемся, что наши парки пока мало соответствуют современным требованиям. Лет 20 они вообще не ремонтировались. Местами пришли в негодность коммуникации, поломались скамейки, ставшие ночным прибежищем бомжей, разрушилось асфальтовое покрытие на дорожках... Не зря в прошлом году проблемами зон отдыха всерьез озаботились городские власти, выделив около 3 миллиардов рублей на реконструкцию самого старого минского парка - имени Горького, предназначенного главным образом для детей. Постепенно все городские парки будут приведены в порядок.

Летом в парке имени Горького, основанном два века назад городским губернатором Корнеевым, посетителей ждут приятные сюрпризы. Здесь будут установлены два новых аттракциона - 54-метровое колесо обозрения, вдвое превосходящее предшественника по высоте, и семейная катальная гора "Дикий поезд". В новом "чертовом колесе" наряду с открытыми кабинками конструируются и закрытые, благодаря чему аттракцион будет крутиться круглый год. Кроме того, колесо станет одним из самых высотных объектов Минска. На московском заводе "Мир", поставляющем аттракционы, помимо СНГ, в Южную Корею, Арабские Эмираты и другие страны, заканчивается сборка оборудования, которое скоро прибудет в Минск. После завершения реконструкции и установки аттракционов парк им. Горького, по словам генерального директора "Минскзеленстроя" Анатолия Струкова, будет закрываться на ночь, как это принято в других странах.

На очереди и реконструкция самого посещаемого места отдыха в Минске - парка им. Челюскинцев, а также самого загадочного, овеянного старинными легендами и преданиями Лошицкого садово-паркового хозяйства. И если перспективы первого ясны: ремонт сетей, благоустройство, установка нового оборудования, то с лошицким комплексом не все так однозначно. По словам его директора Григория Кондратенко, зданиям, находящимся на его территории, более века. Трухлявые стены рушатся на глазах. Специалисты никак не придут к окончательному решению: то ли их сносить, то ли пытаться восстанавливать, что может оказаться и сложнее, и дороже нового строительства. Кроме того, аварийным признано и состояние некоторых деревьев. Помимо того, что ослабленные возрастом "старожилы" могут в один момент попросту упасть на головы отдыхающих, они еще являются разносчиками заболеваний и вредителей для других деревьев. Предварительно предполагалось убрать их до 2.000 штук, но после советов с учеными решено вырубить лишь несколько десятков. Лошицкий парк должен преобразиться к 2010 году. Историческая его часть останется по-прежнему зеленой зоной, а вот территория, которую занимают сады бывшего института плодоводства, запросто может стать развлекательной. Ведь в прилегающем микрорайоне проживает около 50 тысяч человек - население среднего райцентра. И если не Диснейленд, то хотя бы катальные горки с каруселями, по мнению Григория Кондратенко, будут здесь весьма кстати.

Но это лишь планы. А пока до европейского уровня развлечений нашим паркам далеко, остается либо довольствоваться малым, либо ездить за порцией хорошего адреналина в Европу, где и Диснейленды, и аквапарки настолько же привычный атрибут, как, к примеру, кафе или кинозалы. Как рассказывают туроператоры, интерес к поездкам за развлечениями растет из года в год.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter