Колесо

Боевая машина охоты Старинные автомобили в Европе признаны памятниками истории.
Боевая машина охоты

Старинные автомобили в Европе признаны памятниками истории. В Беларуси об этом пока не задумывались?

На юге Польши завершилось XVIII Международное ралли старинных автомобилей. Организатор этого фантастического по современным меркам мероприятия - Люблинский автомотоклуб - пригласил множество гостей.

Среди многочисленных любителей ретроавтомобилей были и два белорусских экипажа, своим ходом преодолевших в обе стороны почти полторы тысячи километров (кстати, подавляющее большинство гостей привезли свои старинные раритеты на прицепных лафетах). "Chevrolet Monte Carlo" 1975 года выпуска минчан Александра Шурина и Александра Карпицкого, представляющих клуб "Автоамерика" при общественном объединении "БАРЕТРО", заметно разнообразил "семью американцев". А Евгений Павлющик и Виталий Александрович на машине 1965 года выпуска защищали цвета белорусского клуба владельцев автомобилей "Волга ГАЗ-21".

Самыми напряженными для "старичков" стали скоростные соревнования. Никто не хотел уступать: ни водитель маломощного "Renault Dauphine" 1957 года выпуска, ни владелец спортивного "Alfa-Romeo Spider". Проезд экзотической колонны из 76 машин по улицам местечек занимал никак не меньше полутора часов.

О каждом авто коллекционеры могут рассказать самые невероятные истории. Но на практике, как заверил представитель Люблинского автомотоклуба Дарек Пьячински, все намного проще: машин с подтвержденными документально музейными справками о том, что автомобилем пользовалась некая историческая личность, - единицы. Основная же масса "самоходов" - просто на совесть сделанные и сохраненные до сих пор раритеты.

Преданности коллекционеров своим "чадам" можно позавидовать. Купив за копейки у знакомого механика "металлолом" без крыльев и сидений, Станислав Герат даже не предполагал, во сколько ему обойдется увлечение стариной. Например, чтобы найти оригинальные фары к своей "Java Minor-1" 1937 года выпуска, он четыре раза ездил в Чехию, и каждая фара обошлась ему в 200 долларов США. Оригинальную коробку передач он до сих пор так и не нашел. Но машину все же собрал, отреставрировал. И теперь Станислав уже не представляет свою жизнь без ярко-красного "Минора".

Время меняет не только дизайн машины, но и ее цену. В конце 20-х годов выпускавшийся тогда "Ford А", которым владеет семья Патриков из Варшавы, стоил 800 долларов США. Сейчас у этого раритета цены нет. Даже в самой Америке сохранилось лишь несколько таких автомобилей.

Вообще же в беседах со мной ни один коллекционер не говорил о стоимости машин. В отличие от московской "Автоэкзотики", где на многих раритетах можно заметить таблички с указанием цен в у.е., в Европе, видимо, совсем иное отношение к истории. А в последние годы коллекционеры ретроавтомобилей в той же Польше нашли себе защитника в лице... государства! Если в России коллекционирование - удел бизнесменов, то у наших западных соседей это хобби доступно многим. Согласно европейским законам, продать или купить редкий автомобиль (обычно от 30 лет и старше) можно только с разрешения ведомства, занимающегося охраной памятников старины. На каждое такое авто устанавливается вместо обычного номера желтый - с изображением старинной машинки. Это дает право владельцу на 80-процентную скидку на страховку, на бесплатные консультации в специальном историческом центре воеводства, на скидки при техническом обслуживании. Для других же водителей этот номер - знак того, что такой машине лучше уважительно уступить дорогу!

И самое интересное: в таможенном законодательстве Польши специально оговорены мизерные таможенные пошлины на автомобили старше 30 лет и на редкие современные экземпляры! Считается, что старых машин в мире не так уж и много, и если кто-то из поляков желает обогатить свою страну таким историческим наследием - пожалуйста! Государство только "за".

Признаться, я волей-неволей вспоминал ужесточение правил ввоза автомобилей в белорусском таможенном законодательстве. Штампованные "Фольксвагены Гольфы" старше 10 лет не жаль. А вот как быть с "Chevrolet Corvette" с объемом двигателя более 5 литров, за растаможку которого придется заплатить астрономическую по белорусским меркам сумму? Впрочем, может, эти "Шевроле" у нас вообще никому не нужны и волна недовольства белорусских коллекционеров - буря в стакане воды? Единственный в Беларуси (и один из трех в Европе) "Chevrolet Monte Carlo" в конкурсе элегантности из 76 старинных автомобилей занял третье место! К слову, победителей выбирало не жюри, а простые поляки, которые в последний день ралли пришли на центральную площадь города Казимеж-Дольны, где финишировал пробег. Кубок лауреата конкурса, врученный Александру Шурину и Александру Карпицкому, был наполнен шампанским по всем правилам триумфального церемониала.

Не осталась без награды и вторая машина из Беларуси - "Волга ГАЗ-21". Евгений Павлющик и Виталий Александрович из рук президента Люблинского автоклуба получили кубок... "за самый неудачливый экипаж". К сожалению, "волгарей" всю дорогу сопровождали проблемы: два прокола колеса, несколько опозданий на этапах. Уже после пересечения польско-белорусской границы ГАЗ-21 заглох за несколько сот метров до бензозаправки!

И "Chevrolet Monte Carlo", и "Волга ГАЗ-21" вызвали неподдельный интерес у польских автолюбителей старины. Оба автомобиля получили сразу три приглашения участвовать в подобных международных ралли - по Словакии, Польше и Украине. Если найдутся спонсоры, эти раритеты снова смогут заявить не только о себе, но и о нашей стране.

Игорь КАНДРАЛЬ.

Минск - Люблин - Казимеж- Дольны - Минск.



Некоторые модели опасны для своих владельцев

Студентом я любил у родственников в деревне раскатывать на "Москвиче-403". Пусть он неспешный и неповоротливый, зато ремнями безопасности можно не пользоваться. Потому что их там просто не было - не предусмотрены конструкцией. Сегодня за руль такой машины меня не загонишь. И не потому, что неспешна и неповоротлива, а потому, что хочется, если не дай Бог авария, выжить!

Безопасность автомобилей становится идефикс производителей. В ущерб цене, в ущерб дизайну автоконцерны втискивают в новые модели все более совершенные системы активной и пассивной защиты.

Впрочем, на то и мыши, чтобы кот не дремал. И множество новеньких автомобилей ежегодно безжалостно разбивают о бетонные плиты на специальных испытательных автодромах, чтобы убедиться в их безопасности. Занимаются этим обычно независимые организации потребителей. В Европе самый злостный враг производителя - EuroNCAP. Эта международная организация по исследованию автомобилей каждой новой модели по результатам испытаний присваивает индекс безопасности. Система очень проста: пять "звезд" - о нас позаботились, одна "звездочка" - лучше не попадать на такой машине в ДТП...

А на днях свои оценки новым моделям автомобилей выставили эксперты авторитетного британского журнала для потребителей "Which?". Максимальный балл за безопасность, который выставляли англичане, - 15. Заметим, что результаты испытаний журнала и EuroNCAP несколько различаются. Тем интереснее их сравнить. (См. табл.)

Один мудрый человек заметил: "Если вы любите женщину, не покупайте ей маленький автомобиль!" Наверное, он абсолютно прав: чем меньше и симпатичнее "игрушка", тем опаснее она становится для своего владельца. С другой стороны, если дуть на воду, то для дам лучше всего подошел бы скромный, без всяких наворотов, но абсолютно безопасный на дороге танк Т-72 - сорок тонн стали, и никакие столкновения не страшны! Впрочем, мы, скорее всего, пока что будем выбирать машину, исходя из несколько иных соображений, - например, толщины кошелька. Но это - только пока.

Максим ГИЛЕВИЧ, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter