Колесный сбор

С 1 марта в Беларуси вводится утилизационный сбор на транспортные средства. Подорожают ли автомобили?

С 1 марта в Беларуси вводится утилизационный сбор на транспортные средства. Подорожают ли автомобили?

Президент подписал указ о введении утилизационного сбора с транспортных средств. Им будут облагаться как физические, так и юридические лица за каждый ввозимый в страну автомобиль, а также отечественные производители автотранспорта. “НГ” попыталась разобраться, кто и сколько будет платить, а также оценить возможные последствия нововведения для белорусского авторынка.

Согласно указу, по аналогии с Россией утилизационным сбором будут облагаться все автомобили, ввозимые в страну после 1 марта. Освободят от уплаты лишь тех, кого признали беженцами, кому выдали разрешение на постоянное проживание в Беларуси, а также дипломатические представительства. Утилизационный сбор будет уплачиваться по базовым ставкам и коэффициентам к ним, определяемым правительством, однократно за каждое транспортное средство. Базовые ставки сбора унифицированы с российскими и составляют 20 тысяч российских рублей для легковых автомобилей и 150 тысяч для грузовых. Но платить будем, естественно, в национальной валюте по курсу Нацбанка (вчера он составлял 278 белорусских рублей за один российский). К этим ставкам применяются коэффициенты в зависимости от “возраста” автомобиля и объема двигателя. Чтобы понять, сколько именно придется заплатить за конкретное авто, нужно размер базовой ставки умножить на коэффициент. К слову, для физических лиц, покупающих транспортное средство в личное пользование, установлен единый коэффициент вне зависимости от объема двигателя — в размере 0,1 для автомобилей не старше трех лет и 0,15 для более старого, бэушного транспорта.

— Получается, что цены на легковые автомобили, ввозимые физлицами, поднимутся незначительно: новые подорожают примерно на 2 тысячи российских рублей (порядка 555 тысяч белорусских), подержанные — на 3 тысячи российских рублей (около 830 тысяч белорусских рублей), — комментирует председатель совета директоров группы компаний “Интеллект” Сергей Варивода. В данном случае утилизационный сбор будет взиматься в процессе растаможки одновременно с уплатой таможенных пошлин.

Если же автомобиль ввозит автодилер, то сбор уплатит он, включив эту сумму в стоимость автомобиля. Правда, суммы сборов для юридических лиц гораздо выше. “Например, за ввоз подержанных авто старше трех лет с объемом двигателя от двух до трех литров автохаусу придется заплатить по коэффициенту 16,12 к базовой ставке (по нынешнему курсу почти 90 миллионов рублей. — Прим. ред.). Естественно, при купле-продаже бизнес становится экономически нецелесообразным”, — считает эксперт. Для новых автомобилей указанного класса коэффициент составит 2,56.

Впрочем, в Минпроме обещают, что с 1 марта ставки на новые автомобили, ввозимые юрлицами из-за пределов Таможенного союза, будут компенсированы снижением ставок таможенной пошлины.

Экономист Георгий Гриц введение утилизационного сбора считает логическим шагом по выполнению наших обязательств в рамках Таможенного союза и ЕЭП. “Этот сбор вводится как нетарифная мера защиты России от импорта автомобилей, в первую очередь бэушных. Такова  цена за те преференции, которые мы получили в рамках ЕЭП: открытый рынок, доступ к дешевым энергоресурсам и так далее”, — объясняет эксперт. Другое дело, что сначала эта мера была введена против импортных авто, а так как Россия с 2012 года является членом ВТО, то им пришлось ввести налог и на собственных автопроизводителей. Правда, в отличие от нас россияне заложили в свой бюджет сумму на компенсацию тех потерь, которые понесут их компании  при уплате утилизационного сбора. Белорусским производителям для повышения конкурентоспособности, видимо, придется изыскивать другие резервы, в том числе снижать затраты и выпускать новые модели.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter