218 минчан летом лишились своих велосипедов. Корреспондент «Р» проверила, легко ли угнать велосипед?

Колеса два, а проблема одна

218 минчан летом лишились своих велосипедов. Корреспондент «Р» проверила,  легко ли угнать велосипед?
Львиная доля краж велосипедов происходит из-за беспечности их владельцев. 218 минчан лишились колес — таковы итоги ушедшего лета. Корреспондент «Р» вместе с оперуполномоченным отдела уголовного розыска Партизанского РУВД г. Минска Максимом Козловым убедилась, что угнать байк нынче не составляет никакого труда, было бы желание.


Подходим к дому 9 по переулку Козлова. Здесь живет парень, который в свои 20 лет умудрился угнать 9 велосипедов. Большую часть — у соседей. Во время последнего задержания вор понимал: в этот раз от тюрьмы ему не убежать, но все же попытался. Побег закончился падением и переломом ноги. 

— Приводов много, на работу брать не хотят, а деньги нужны, — объяснял задержанный тягу к чужому имуществу.

Кстати, велосипеды он воровал в том числе под заказ. Лакомый «кусок» — модели с дисковыми тормозами. Прайс — 150—400 рублей за кражу. Цена такого же велосипеда в магазине в разы выше. Например, самый дорогой байк, угнанный в Партизанском районе, стоил 3500 рублей. Если вы владелец редкого или дорогого байка, следите в оба: возможно, вы уже в поле зрения угонщика.

Заходим в первый подъезд дома, во второй — велосипедов нет: наученные горьким опытом жильцы теперь забирают их в квартиру.

Угнанный товар подгоняют ничего не подозревающим покупателям. Чаще всего байки с темным прошлым  уходят за полцены в интернете. В практике инспектора бывали случаи, когда горожане сами находили свои велосипеды в сети в разделе «Продаю». Некоторые злоумышленники толкают угнанный товар в Ждановичах. Никаких документов к покупке, разумеется, не прилагается. Отговорка одна — потерял. А между тем именно эти документы — гарантия безопасности велолюбителей. В них указан серийный заводской номер транспортного средства. По этим маркировкам можно пробить легальность байка. Кстати, «Технолитэкс» маркирует ПИН-кодом даже старые велосипеды, затем этот номер вносится в информационную базу МВД. 

Когда милиция находит велосипед, то его серийный номер заносят в базу. Так его владелец сможет найти пропажу. Если по каким-то причинам серийный номер на велосипеде отсутствует, то Максим Козлов настоятельно рекомендует сделать четкие снимки вашего байка. И вот почему: «Если маркировки нет, то тяжело будет идентифицировать, что этот велосипед был похищен именно у вас. Доказать это помогут фотографии байка, на которых просматриваются уникальные царапины, сколы, наклейки, аэрография и прочие уникальные особенности».

Историй, закончившихся хеппи-эндом, хватает.

— Весной минчанка увидела припаркованный возле магазина велосипед, точь-в-точь, как тот, который угнали у ее подруги месяц назад — ретромодель белого цвета. Позвонила ей. Та примчалась и, убедившись, что колеса ее, вызвала нас, — вспоминает оперуполномоченный. 

Правда, вора тогда так и не нашли. Увидев милицию, он, скорее всего, притворился обычным прохожим и прошел мимо.


Незаметно за разговорами подходим к дому 14 на улице Филимонова. Недавно здесь произошла кража. Угонщик оказался со стальными нервами. Прошел мимо вахтера, притворившись жильцом дома, поздоровался. Поднялся на лифте на 9-й этаж, взял стоящий в тамбуре велосипед и начал спускаться с ним по лестнице. В этот момент дверь квартиры владельца байка отворилась. Вор поставил велосипед в тамбуре двумя этажами ниже и прихватил другой, стоявший рядом. Из дома он вышел с новенькими колесами. Но через месяц его взяли с поличным при другой краже.

Возле магазина продуктов на улице Кошевого оранжевый байк пристегнут к ограждению тросовым замком.

— Перекусить его — дело пары минут. Однако в таких местах велосипеды обычно не трогают: прохожих много, кто-то да заметит неладное. К тому же велосипед в поле обзора камер видеонаблюдения, — оперуполномоченный оценивает обстановку. 

А вот подъезды жилых домов — это другое дело. В более 50% случаев велосипеды похищали из подъездов и тамбуров многоэтажных домов. Заходим в дом по улице Ванеева, 14. Картина маслом — в тамбуре на втором этаже припаркованы два детских велосипеда.

— У воров постарше с 90-х остался принцип: детское не красть. Молодой криминалитет работает вообще без принципов, — Максим Козлов звонит в квартиру владельцев байков и настоятельно рекомендует хотя бы пристегнуть их велозамком к перилам.

Сколько в Минске велосипедистов, подсчитать никто не берется. В 2011 году Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте, представляя Концепцию обеспечения системы велосипедного движения в городе, установила: в каждой третьей семье есть байк. Итого имели порядка 300 тысяч великов. Учитывая планируемый рост «велосипедизации» от 2% до 5% в год, спустя 5 лет цифра, разумеется, выросла. 

Хватает и тех, кто пока только собирается присоединиться к велосообществу, но медлит: хранить двухколесного друга негде. Пристегнутым к дереву во дворе не оставишь — зима в спину дышит. В подъезде будет мешать соседям. Оставлять его мерзнуть на балконе под дождем и снегом не комильфо. К тому же после такой зимовки некоторые элементы байка ржавеют, а основные узлы  и покрышки портятся.

А если балкона нет? Прогулки на велосипеде, конечно, хороши, но пространство в квартире дороже. Спасают закрытые мини-склады, на которых двухколесник запросто переживет все капризы непогоды. Паломничество городских веломанов к этим складам начинается в ноябре с первыми заморозками. Стоимость услуги сезонного хранения — 70 рублей. 

gorbatenko_inna@mail.ru

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter