Колебания эфира

Оставайтесь на нашем канале! Далее в программе очередная серия фильма «Два в одном» от писателя Владимира Степана и корреспондента Дмитрия Умпировича. Каким было телевидение 30 лет назад? Смотрят ли его сейчас? Не переключайтесь!...

Оставайтесь на нашем канале! Далее в программе очередная серия фильма «Два в одном» от писателя Владимира Степана и корреспондента Дмитрия Умпировича. Каким было телевидение 30 лет назад? Смотрят ли его сейчас? Не переключайтесь!


Пару месяцев тому зашел в магазин, торгующий телевизорами. Глянул — и глазам не поверил. Полки пустые, белые и ровные. А до того казавшийся тесным от телевизионной техники магазин выглядит просторным. Большие и маленькие, огромные, вполстены, плоские экраны, белые и серые, импортные и отечественные телеприемники все как один раскуплены.


Продавцы–консультанты глупо улыбаются, руками разводят... Вы мне скажете, что люди просто вложили деньги, чтобы спасти сбережения от обесценивания. А я скажу, что если человек купил телевизор, то он будет его смотреть. Станет щелкать кнопочками пульта, перескакивая с канала на канал, выбирая то, что ему интересно.


У меня был хороший приятель, который проработал на телевидении вдвое больше, чем я. В его трудовой книжке имелась лишь одна запись. Менялись названия организации, руководители, логотипы и слоганы, сотрудники, передающая и записывающая техника, адрес сменился. Неизменной оставалась лишь суть.


Он пришел на телевидение молодым (но, оказывается, и там люди стареют), эпоха телевидения только начиналась, а ушел на заслуженный отдых, когда эпоха ТВ заканчивалась. В жизнь одного человека вместились рождение, расцвет и закат великой индустрии.


Нет, голубой экран не погас. Деньги в телевидение по–прежнему вкладываются огромные, и его, как и раньше, люди смотрят, а рекламщики высчитывают рейтинги программ. Но никто из тех, кто связан с телевидением, кто там работает, даже под пытками не признается, что телевидение угасает.


Во времена «Семнадцати мгновений весны» улицы городов одной шестой суши пустели. Троллейбусы и автобусы катились полупустые, а пассажиры были грустные и расстроенные — они пропустили очередную серию. Правда, имелась надежда, что утром следующего дня удастся увидеть повтор. Но завтра это не сегодня. Говорили, что во время показов знаменитых сериалов падала преступность. Воры, бандиты и проходимцы всех мастей были не лишены человеческого любопытства и сидели перед мерцающими экранами, хрустя печеньем, прихлебывая чай и подпевая Иосифу Кобзону... «Не думай о секундах свысока. Наступит время, сам поймешь, наверное...» Это правда! Так и было. Экран телевизора, попасть в него было сложно, делал человека, нет, не богатым, но знаменитым. Во времена расцвета телевидения, лет 30 назад, эти понятия не стали синонимами.


Я еще застал время, когда у телевизора собирались все жильцы коммунальной квартиры, а иногда подъезда, и смеялись над шутками кавээнщиков, слушали, а главное, смотрели, как наши побеждают в хоккей чехов или шведов, как катаются фигуристы. Помню Владимира Адольфовича Шнейдерова, ведущего программы «Клуб кинопутешественников»... Кстати, мой приятель очень сильно был похож на этого знаменитого телеведущего.


Скажите, а что сейчас может заставить прильнуть к плазменным и прочим экранам всех и вся? Какое кино, какой сериал или телепрограмма? Сейчас такого, кажется, нет. Зритель устал, пресытился, все уже видел, удивить его сложно. Остается только развлекать. Этим современное телевидение и занято. Все поставлено на поток, штучная работа исчезла.


Пришло другое время, новые технологии. Даже вездесущие современные журналисты–газетчики уже перестали бегать с диктофонами в поисках информации. Они сидят перед мониторами и ищут новости и материалы будущих статей. Интернет обогнал телевидение, украл у него возможность первым сообщать о случившемся. Начал забирать зрителей. Началось это, как и положено, с молодежи, а сегодня уже и седые старики не чуждаются электронной почты и разных сайтов, как образовательных, так и развлекательных, новостных.


И микроавтобусы с яркими логотипами программ и каналов уже приезжают на место события тогда, когда интернет успел показать и прокомментировать случившееся. А раньше телевидение всегда было первым.


Я проработал на телевидении 17 лет и прекрасно представляю, что это такое.


А мой телевизионный приятель обладал проницательным и едким умом. Он всегда остужал мой восторг и гасил восхищение простым замечанием, ироничной историей, жестким вопросом. Как–то вечером после тяжелого телевизионного дня мы сидели в кабинете и пили кофе. Впереди был «живой эфир», на столе лежали тексты и сценарий. Я спросил у старшего товарища совета: «Какой телевизор лучше купить?» Он думал совсем мало, несколько секунд, и сказал: «Зачем? А смотреть по нему что, Володя?»


Я вспомнил тот разговор, когда увидел пустые полки минского магазина и продавцов–консультантов, потирающих руки. Я не верю, что телевидение умерло, ведь подобное говорили о театре, кино, литературе, о... да мало ли о чем. Да, эпоха телевидения стремительно заканчивается, оно стареет, его смотрят–слушают, но, как старому человеку, уже мало доверяют.


Владимир СТЕПАН, «СБ».


Это в далеких деревнях телевизор до сих пор считается чуть ли не главным предметом досуга и таблеткой от скуки. Новости несколько раз в день, бесконечная череда сериалов и ток–шоу а–ля «Пусть говорят»... У меня же мой новенький «Самсунг» часто включен на каком–нибудь музыкальном канале просто для фона. Терпеть не могу тишину! Но не больше. Раньше ведь как было? Эфир заполоняли три канала, но от передач не отрывались: ждали новых выпусков, обсуждали с друзьями. А теперь? «Кнопок» 48, щелкаешь бессмысленно пультом и понимаешь: смотреть стало нечего.


Вот, скажем, новости. К моменту выхода программы они превращаются в «старости». Информационные агентства, интернет–издания да форумы, блоги и социальные сети уже давно всех опередили. Первые теперь они. А функция телевидения и газет поменялась. Чтобы быть востребованными, они вынуждены искать «повороты» в подаче материалов, анализировать. Впрочем, информационные программы, не буду лукавить, мне интересны. С профессиональной точки зрения. Очень уж любопытно, как подают ту или иную тему мои коллеги.


Сериалы. Минус телевидения в том, что зрители все еще вынуждены подстраиваться под сетку вещания. Наоборот — не так уж и часто. Да, из этого положения мы умели выходить и раньше: записывали на видеомагнитофон. Но зачем ждать очередную серию «мыльной оперы», которая каждые пять минут прерывается на рекламу, коль ТВ уже не «монополист»? «Не родись красивой» и «Солдаты» я запоем смотрел во время каникул и отпусков на DVD, новый сезон «Интернов» оперативно был выложен в интернете. Впрочем, я прильну к экрану, когда эти фильмы (как, впрочем, и старые добрые комедии) показывают по телевизору, — но это больше способ скоротать время.


Пожалуй, единственное, чему я всегда рад, — это спортивным трансляциям. Все–таки футбол или хоккей лучше смотреть если уж не на стадионе или арене, то хотя бы на большом экране телевизора с качественным комментарием. Не на мониторе компьютера. Но мне все равно не угодишь. На экране — чемпионат Англии, а я предпочитаю испанскую «примеру». Причем только в прямом эфире! В записи, особенно когда знаешь результат, уже неинтересно. Как быть? Или ставить «тарелку», или искать прямой эфир на одном из многочисленных спортивных сайтов.


Я, впрочем, скептик. Работать в эфире телевидения, уверены многие, престижно. Не зря журфаковская специальность «аудиовизуальная коммуникация» пользуется бешеной популярностью, а на фейсбуковских страничках студенток фотографии с микрофоном в руках появляются под самыми пафосными и радостными подписями. Да и меня некоторые родственники периодически донимают вопросами: «А почему ты не хочешь стать ведущим или новостником на ТВ? Это же популярность, тебя будет знать вся страна!» Да, только в том–то и дело, что я не хочу, чтобы меня разглядывали в метро и мучительно соображали, где могли видеть. Коллеги периодически рассказывают о таких фактах. Хорошо, что хоть на сувениры не рвут и агрессию редко когда проявляют.


В то же время мне приятно, что и наши телеведущие не лыком шиты и конкурентоспособны даже в условиях жесткого российского рынка. Приятно, например, наблюдать Дмитрия Шепелева, ведущего популярную программу «Достояние республики» на равных с кумиром еще моих родителей Юрием Николаевым. Того самого Шепелева, которого, будучи первокурсником, видел в коридорах факультета журналистики. Приятно смотреть на однокурсников не только в интерьерах белорусских новостей, но и, скажем, питерских. Приятно видеть младшекурсниц, казавшихся когда–то наивными студентками с широко открытыми глазами и просившими у нас, старшекурсников, конспекты, повзрослевшими и заматеревшими создателями отличных программ. Теперь они местные звезды, объекты интереса бульварных изданий.


Только вот щелк–щелк. Я заново прокручиваю 48 каналов. Увидев знакомые лица, улыбнусь, попав на новости, обязательно сравню сюжеты с завтрашним выпуском «СБ»... А затем включу интернет. Там ведь можно смотреть эти же программы абсолютно в любое время.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter