Колбаса нон грата?

Правительство усилило борьбу с барьерами на местных товарных рынках. Совет Министров утвердил мероприятия по устранению нарушений антимонопольного законодательства на местных товарных рынках. Теперь решения местных властей и субъектов хозяйствования, которые могут привести к развитию недобросовестной конкуренции, будут жестче отслеживаться антимонопольными органами. “Больше товаров, шире выбор по качеству, цене и производителям” — так определила одну из основных целей в интервью “НГ” начальник отдела антимонопольного регулирования Министерства экономики Беларуси Елена ГАНАКОВА.

— Действительно, случаи ограничения конкуренции встречаются, и чаще всего на рынке продовольственных товаров, когда это касается хлеба, молочной продукции, пива, вина, водки — всего того, что в розничной торговле приобретается ежедневно. Такие нарушения чаще выявляются в регионах — в отдельных областях, городах, районах. Эти явления отслеживает департамент ценовой политики Министерства экономики, а на местах — управления ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома.
За минувший год, например, было рассмотрено около 30 обращений. Они касались нарушения статьи 15 Закона “О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции”, когда местные органы управления принимают решения, которые ограничивают конкуренцию путем запрета на ввоз и реализацию товаров, произведенных в других регионах.
В связи с этим наши территориальные подразделения проверяли, например, случаи, когда в Могилевской области запрещали торговать лидской мукой, в Бресте — могилевской или климовичской водкой, в Смолевичском районе Минской области — борисовским мороженым. Должна сказать, что обвинения не всегда обоснованны.
Было обращение из Могилевской области предприятия “Вейнянский родник”, выпускающего безалкогольные напитки. Этот рынок очень конкурентный. Только в Беларуси имеется около 80 производителей, а еще поступают значительные объемы импорта. С “Вейнянского родника” нам пожаловались, что, в частности, в Минском районе, где, как известно находится “Дарида”, вейнянский товар торговля берет очень неохотно. А если и берут, то создают невыгодные для производителя условия, в том числе по размещению данной продукции на прилавках.
— Можно предположить, что местные власти вряд ли официально “закрывают” свои рынки, чаще дают устные указания. Как же доказать факт нарушения, заставить чиновников снять ограничения?
— В том-то и дело. Если бы такие решения принимались официально, то их можно было бы просто отменить, признать неправомерными. Намного сложнее пресекать нарушения, когда распоряжения даются устно либо путем рассылки рекомендательных писем. Такие письма носят якобы необязательный характер, но предприятия торговли воспринимают их как руководство к действию, не берут “чужой” товар или заказывают его в мизерном объеме.
Раньше, когда антимонопольное законодательство только формировалось, много нарушений было из-за незнания этих требований. Теперь все их хорошо знают. Поэтому чаще используют устные распоряжения, каким-то другим способом воздействуют на предпринимателей. Ведь именно предприниматели чаще всего привозят хлеб, молочную продукцию из других регионов.
Когда мы видим, что на рынке действительно есть ограничения, то пытаемся разобраться с местными властями по-мирному. Если не реагируют, то антимонопольный орган выдает предписание. Если в установленный законодательством срок на него нет ответа, проблема не решается, то составляется протокол об административном правонарушении и направляется в суд. Но до суда дело, как правило, не доходит: чиновники исправляются.
На все это, правда, уходит время. Ведь мы должны изучить все факты, найти доказательства. А за это время местные власти успевают решить свои проблемы.
— Что же толкает руководителей на такие нарушения?
— Они говорят, что в районе, области достаточно продукции местных производителей. Зачем чужие? А свои продают и местный бюджет пополняют за счет налогов местных предприятий.
— Но страдает же от этого потребитель...
— У нас не такая большая по территории страна, чтобы были проблемы доставить товар в другой регион. Тем более что новые технологии позволяют увеличивать срок годности продуктов. Потребитель должен иметь право выбора купить то, что ему нравится. Да и производителю нельзя замыкаться в своем регионе: все, что произвел, он у себя дома не продаст, потому что в этот район, область привозят товары и другие производители. Это нормальная ситуация. Так и должно быть.
— В некоторых районах молочные комбинаты на 90 процентов обеспечивают регион своей продукцией. Как антимонопольные органы регулируют их деятельность, чтобы, пользуясь доминирующим положением, они  не завышали цены?
— Такое встречается. Но быть монополистом — это не нарушение законодательства. Для таких субъектов вводятся соответствующие ограничения со стороны государства, контроль и регулирование, в том числе и в формировании отпускных цен: для товаров народного потребления — если доля присутствия на рынке превышает 30 процентов, для товаров производственно-технического назначения — 45 процентов.
Если субъект превышает, он сразу же включается в государственный реестр. При формировании цен и тарифов для таких субъектов хозяйствования есть предельный уровень рентабельности. Например, для хлеба и хлебобулочных изделий — 15 процентов, столько же — для молока и молочных продуктов, мяса и мясных товаров — 10 процентов, товаров (работ, услуг) предприятий легкой промышленности —35 процентов.
При определении доли на рынке учитывается и импорт. Если, например, на рынок было поставлено 100 пальто, из которых 50 — фабрики “Элема”, положение фабрики признается доминирующим. В отношении товаров объем рынка определяется в натуральном выражении (в единицах продукции), в отношении работ, услуг — в стоимостном выражении.
Кроме ценовых ограничений есть еще и ряд других мер антимонопольного контроля и регулирования. Контролируются, например, сделки с акциями, долями в уставных фондах, реорганизация, в том числе присоединение, слияние  предприятий.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter