На раке Жанны Фриске спекулируют мошенники

Коктейль из невежества и обмана

О спекуляциях на чужой боли

На болезни певицы Жанны Фриске спекулируют мошенникиПока одни желают Жанне Фриске сил, стойкости и скорейшего выздоровления, другие показывают себя во всей неприглядной красе. В принципе, зная нравы любителей кропать полуграмотные комменты, можно было многого ожидать — и яда, и пошлого злорадства, и фонтана человеческой глупости (чего стоит хотя бы мудрое замечание некоей барышни: «Рак излечим. Нужны позитивные мысли, спорт и частый секс»). Но нечто уже просто за гранью. Практически на каждом форуме по теме не поленился засветиться ну очень «добрый» персонаж. Он типа с семьей Жанны всей душой. Сочувствует донельзя. Потому предлагает свою помощь. Мол, все проблемы решатся, не нужно будет никакой химиотерапии и операции, если... А дальше возможны варианты: «комплекс «СветЛ», «пищевая добавка без химических препаратов» и так далее и тому подобное. Ссылка на сайт, номер телефона. Пишите, звоните, обязательно сообщите Жанне. Спасем, исцелим. В конце бодрое: «И это не рекламный трюк!» Да это гораздо хуже — бесстыдная спекуляция на чужой боли. Или от недостатка ума, или от полного отсутствия совести.


Что интересно, от «экстрасенсов, целителей, магов и прочих шарлатанов» «добрые души» решительно отмежевываются. Хотя для них это самая подходящая компания. Воззрения–то такие же удивительные. Скажем, специалист по пищевым добавкам уверен, что рак — следствие нашествия на организм вредных микроорганизмов, а адепты комплекса «СветЛ» регулярно ждут «смены управляющих частот», чтобы «перестроиться на клеточном уровне». От подобной псевдонаучной чуши «всемирная паутина» сейчас просто закипает. Ставка беспроигрышная — на людскую жажду чуда. И мы, журналисты, честно говоря, уже подустали разоблачать ахинею: неловко как–то раз за разом отвлекать авторитетных специалистов просьбами о комментарии факта, который ничего, кроме смеха, вызвать у них не может.


Да, «онкологи от сохи» — все эти специалисты по травкам, биодобавкам, заговорам и иже с ними — много чего обещают, но в итоге отнимают все: деньги, силы, веру, надежду и самое бесценное в онкологии — время. И если раньше их объявлениями была увешана вся остановка у РНПЦ онкологии и медицинской радиологии в Боровлянах, то сейчас бумажная рекламка заявляет о себе редко. Куда подевались? Наверное, перекочевали в сеть. Сочиняют брошюры на тему «то, что нельзя доверить медицине» (интернет–магазины завалены таким добром). А теперь вот пиарятся на форумах по каждому печальному случаю.


Им верят. И не только от отчаяния, когда медики уже опустили руки и отвели глаза. Моя подруга, умирая от меланомы, перепробовала все, даже пресловутый метод Шевченко, «добрые души» тянули из нее деньги до последнего. Как за соломинку, пытался схватиться за какого–то киргизского шамана на исходе жизни Александр Абдулов, Виктор Авилов — за магнитную пушку. Увы... Но бывает и так, что и время у ракового пациента еще есть, и возможности, а ему нашептывают про «ужасы химии» и «врачей–коновалов». Счет «отказников» у нас идет на сотни (скажем, в позапрошлом году их было 857), так вот две трети из них покидают стены онкоцентров, когда медики, наоборот, предлагают бороться. При I стадии больные уходят в никуда! Пить болиголов, веселку, мазаться грязями, а возможно, и менять управляющие частоты. Врачи не знают случая, чтобы кому–нибудь помогло. Все возвращаются. Только как же поздно...


А все канцерофобия — наш извечный страх перед раком, тянущийся еще с советских времен. Онкологи борются с ней последнее время так же отчаянно, как и с самой болезнью. Объясняют, приводят цифры и факты, одно время даже испытывали «панацеи» на себе. «Поверьте, — сказал мне однажды старый врач, — если бы от рака помогали катрекс, керосин или водка с маслом, мы и больным бы их прописывали, и сами бы принимали». Тем временем снадобья и приборчики по–прежнему благополучно продвигаются, брошюры раскупаются. И не припомню, чтобы шарлатан, давший ложную надежду, взявшийся за тяжкую медицинскую ношу, которая ему по определению не по плечу, был наказан, хотя бы прилюдным порицанием. Зато хорошо помню, как в Италии разгорелся скандал вокруг физиолога, утверждавшего, что со 100–процентной гарантией врачует любой рак. Народ ему верил на слово: аптеки были завалены заказами на его микстуру, суды — исками с требованием лечить по новой методе. Минздрав Италии вынужден был начать клинические испытания — не выздоровел ни один из добровольцев. Но доктор остался при мнении, что стал жертвой сговора. Может быть, он до сих пор продолжает приближать чей–то конец...


Понятное дело, управы на всех не найдешь. Целителя не лишить медицинской лицензии (он ее никогда и не имел), «добрую душу» из интернета не обложить штрафом за некорректную рекламу, а бредовые брошюры не имеет смысла подвергать цензуре — начнут ведь расползаться подпольно. Но вот снабжать каждую надписью «Не подтверждено клиническими исследованиями» стоило бы. Только как отследить весь этот мутный поток, где густо замешаны невежество, лукавство, наглость и банальная жажда денег?


Советская Белоруссия №14 (24397). Пятница, 24 января 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter