Кого винить в своем провале на ЦТ

Количество репетиторов в стране того и гляди сравняется с числом учителей...

Количество репетиторов в стране того и гляди сравняется с числом учителей. По крайней мере, в этом убеждает скорость появления новых объявлений о репетиторских услугах на специализированных сайтах. В день моего посещения только на одном из них размещено 30 предложений частных уроков. А ведь кроме интернет-ресурсов есть газеты объявлений, рекламные столбы и народная молва...

Поскольку индивидуальных предпринимателей, оказывающих репетиторские услуги, немного, впору задать вопрос: а что делает эта огромная армия личных тренеров в свободное от занятий с клиентами время? Часть учатся, потому что сами еще являются студентами, малая толика — преподают в высших или средних специальных учебных заведениях. Но большинство работают школьными учителями.

То есть заниматься с репетитором необязательно в выходной день и за деньги. Можно бесплатно и в учебное время — на уроке или факультативе. Наверняка ваши дети, не подозревая об этом, пользуются услугами репетиторов каждый день. Вопрос в том, кто мешает ученикам усвоить необходимые им знания на уроках?

Анализируя свой и чужой опыт, я пришла к выводу, что... мы сами. Размышления вылились в письмо, адресованное мной сегодняшней мне же, но десять лет назад.

“Привет, Ира! Пишет тебе Ира, то есть ты сама, только намного старше. Ты сейчас просчитываешь, какой конкурс будет в вузы, когда твой сын-третьеклассник окончит школу. А я уже — поздравь! — мама второкурсника. Его будущая специальность на рынке труда на вес золота, только я тебе ничего о ней рассказать не могу. Не поймешь ты еще, чем программист-кодировщик отличается от системного аналитика. Я и сама с трудом понимаю.

Ты сегодня обзванивала репетиторов, чтобы помочь сыну подтянуть русский язык. То есть отточить до каллиграфических образцов почерк и научить его писать сочинения. Хочу тебя разочаровать: твой сын — это не ты, поэтому он никогда не станет журналистом. Смирись с этим и не пытайся его заточить на свой манер.

Чтобы помочь пятикласснику решить задачку по математике, репетитор тоже не нужен. Помоги сыну сама и не отговаривайся нехваткой времени. Вот в соседнем кабинете коллега, у которого дочь от первого брака живет в другом городе. Ничего, решает с папашей задачки по скайпу. Заодно и современными технологиями овладевает.

Когда сын в седьмом классе получит годовую семерку по английскому, не паникуй. Ну запутался парень во временах глаголов. Ты сама-то помнишь, сколько в английском языке времен? А я тебе скажу, почему не помнишь: они тебе не нужны. Главное при изучении иностранного языка — мотивация. Когда твой выросший сын захочет пройти практику в международной ИТ-компании, выучит английский самостоятельно в два счета. В интернете полно бесплатных возможностей и англоязычных собеседников...”

Я не знаю, почему при первых трудностях в учебе у ребенка взрослые хватаются за кошелек, но репетиторов сейчас приглашают даже к ученикам начальной школы.

Иногда мне кажется, что личные учителя, как дорогие игрушки и зарубежные удовольствия на каникулах, — способ откупиться от родительских обязанностей. На самом деле сыну или дочери не очень-то нужны разжеванные до удобоваримого состояния учебные материалы. При внимании и поддержке родителей, на которые у взрослых часто нет времени, ребенок справился бы с трудной темой сам. Заодно приобрел бы полезный навык самостоятельного решения школьных проблем.

Может, прежде чем искать помощника в учебе, стоит сыграть с сыном партию в шахматы? Заодно неспешно обсудить варианты повышения текущей успеваемости. Их может быть несколько:

— внимательнее слушать объяснения учителя на уроке, не стесняться переспрашивать то, что не понято с первого раза;
— ходить на дополнительные занятия или факультативы в своей школе;
— старшеклассникам можно записаться на курсы подготовки к централизованному тестированию, которые с октября по май работают в каждом вузе и некоторых других учебных заведениях;
— кстати, репетиционное тестирование в отличие от централизованного можно сдавать всем желающим, а не только выпускникам. Это хороший способ понять, где именно находятся пробелы в знаниях и как их лучше устранить.

И еще. Повальное увлечение репетиторскими услугами вкупе с отсутствием у предлагающей стороны профессиональной этики нивелирует саму идею частных уроков. Вот отрывок из письма, опубликованного на интернет-ресурсе по поиску репетиторов: “Я являюсь индивидуальным предпринимателем по оказанию репетиторских услуг. 12 мая 2012 года я оказала помощь в написании контрольной работы по бухгалтерскому учету одной из студенток заочной формы обучения УО “Брестского государственного технического университета”... Я сделала работу и выслала ей на электронную почту (выделено автором). Однако студентка не рассчиталась со мной, и в итоге не берет трубку...”

Ну что тут сказать? К педагогике автор этого воззвания явно не имеет отношения. Наверное, методика ее обучения тоже “целенаправлена на легкое усвоение материала и глубокое понимание” (из объявления о репетиторских услугах по русскому языку и литературе).

Остается надеяться, что возвращение в школы профильных классов снизит ажиотаж вокруг репетиторских услуг. Пусть личный тренер работает с теми, кому не хватает предоставленных школой возможностей, а не с ленящимися эти возможности использовать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter