Кого слово кормит

Легко ли живется сегодня литераторам, о чем они пишут, востребованы ли их произведения

Легко ли живется сегодня литераторам, о чем они пишут, востребованы ли их произведения

Так уж повелось, что о писателях чаще всего вспоминают в связи с их юбилеями.

В этом году и вовсе есть повод для коллективного поздравления наших литераторов — с восьмидесятилетием их творческой организации. В 1934 году на I Всебелорусском съезде писателей, проходившем в Минске 8—14 июня, были решены оргвопросы по созданию Союза писателей БССР. Тогда в нем состояло 65 членов, в начале перестройки, ставшей предвестницей распада Советского Союза, — 364. Реалии новейшей истории отразились на деятельности многих творческих союзов. Писательский не стал исключением, пережив период реорганизации и “раздвоения личностей”. Некоторые труженики пера вообще подались в вольное плавание.

Тем не менее в Союзе писателей Беларуси сегодня состоит более 650 членов. Цифра впечатляет, но и рождает вопросы. С творчеством большинства из них широкий круг читателей явно незнаком. А почему? О чем они пишут, как попадают в союз, кто помогает им издавать книги? С этими вопросами корреспондент “НГ” обратилась к председателю Союза писателей Беларуси Николаю ЧЕРГИНЦУ.

— Николай Иванович, восемьдесят лет — неплохой срок для подведения итогов. На ваш взгляд, какими достижениями на отечественной литературной ниве можно гордиться?

— За эти годы белорусская литература крепчала, да ведь и возникла она не на пустом месте. У нас богатейшее наследие, можно назвать целое созвездие имен. У истоков писательского союза стояли народные поэты Беларуси Янка Купала и Якуб Колас, Михась Лыньков. А какие имена появлялись: Петрусь Бровка, Иван Чигринов, Максим Танк, Иван Мележ, Иван Шамякин, Василь Быков... Список выдающихся писателей можно продолжить. Они не только украсили нашу литературу, но и создали базу, на которой держится современный писательский мир.

Конечно, писатели того времени и нынешнего, как и отношение к ним, сильно отличаются. Сегодня успешен тот, кто пишет для масс или кого заметили в киноиндустрии. А основная масса писателей находится в затруднительном положении. Многие белорусские литераторы, желая иметь больше, даже выказывают обиду на государство. Но это несправедливо. Государство достаточно помогает писателям. Иногда даже становится неловко оттого, что мы так часто обращаемся к высшим органам власти за помощью. Некоторые авторы думают: если я писатель, значит, все должны носить меня на руках. Но не надо забывать, какой ты писатель. Если ты написал книжку-две и они лежат на складах, разве ты можешь претендовать на многое?

— Не утратил ли Союз писателей своего былого престижа? Ведь, по вашим же словам, книги некоторых писателей пылятся на складах, в магазинах их не покупают...

— Союз для чего нужен? Чтобы единомышленники могли быть рядом, под одной крышей, чтобы можно было обменяться мнениями, поговорить о проблемах, получить поддержку в издании книг.

Некоторые говорят, что союзы устарели. Но пока ничего лучшего нет. В нашем союзе мы даем писателям возможность работать по интересам. Создали в объединении одиннадцать секций, среди которых не только традиционные — “детская литература”, “проза”, “поэзия”, “драматургия”, — но и те, на которые мы вышли, изучая проблемы в нашей стране. К примеру, нужны Беларуси новые песни — мы создали секцию белорусских писателей, поэтов и композиторов. В итоге появились десятки новых белорусских песен. Анатолий Ярмоленко на стихи нашего поэта Ивана Юркина записал уже четыре или пять дисков.

Мало занимались изучением родной страны — открыли секцию краеведения. Стала издаваться литература и о регионах Беларуси, и о людях, ее прославивших. Братья Лаптевы, Григорий Потемкин, Николай Пржевальский, Александр Грин, написавший “Алые паруса”, — все они так или иначе связаны с белорусскими землями. А многие об этом даже не догадываются.

— В вашем творческом союзе — более 650 членов. В прошлом году издано порядка 180 книг. А чем занимались остальные писатели?

— Тут ведь нужно учитывать, кто сегодня в союзе. Некоторые писатели достигли 90-летия. Требовать от них творить, как от молодых, мы не имеем права. И так стараемся всячески их поддержать, в частности, в год 70-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков издаем книги фронтовиков.

А потом, согласитесь, не каждый писатель может каждый год выдавать по книге. У некоторых на это уходит и пять лет. Поэтому то количество книг, которое издается писателями нашего союза, нас вполне удовлетворяет. По грубому арифметическому подсчету, каждый член союза издает книгу раз в три года. И слава богу!

— По инициативе Президента для группы писателей организовываются выезды в регионы Беларуси. Дают ли конкретные результаты такие поездки? Появляются ли после них новые книги?

— Посещая регионы, познавая реалии жизни, встречаясь с конкретными людьми, писатели находят для себя много полезного материала. У некоторых рождаются новые произведения. Например, поездка по местам, где проходили бои в годы Первой мировой войны, подсказала Вячеславу Бондаренко идею книги “Герой Первой мировой войны”. Книга вышла в России в серии “Жизнь замечательных людей”.

— Знаю, что белорусские писатели особо не шикуют — гонорары небольшие. Союз что-то предпринимает, чтобы улучшить их материальное положение?

— Да, гонорары у нас маленькие. Но мы покривили бы душой, если бы кричали, что хуже всех обеспечены. Нам завидуют зарубежные писатели, потому что во многих странах слово “гонорар” вообще не существует. Кроме того, государство помогает нам издавать произведения. Сегодня есть книги, издание которых полностью финансируется из госбюджета. В проекте “Библиотека Союза писателей Беларуси” бесплатно издано уже более двухсот книг, среди которых много достойных произведений.

Но мы не рассчитываем только на государство. Жизнь изменилась, учимся работать в новых условиях. Находим спонсоров. Это непросто. Но все-таки есть люди, которым небезразлична наша литература и которые помогают нам издавать книги, организовывать встречи с читателями, поддерживать молодых авторов стипендиями.

— Как-то вы совершенно верно заметили: чтобы судить о писателях, нужно их читать. Что необходимо сделать для того, чтобы люди читали белорусских авторов?

— Многое зависит от самих писателей. Они могли бы больше вкладывать в рекламу книг. Рекомендуем им чаще бывать в книжных магазинах, встречаться с читателями. Достаточно много шагов в этом направлении делается силами союза. Помимо поездок, которые организовываются раз в два месяца по инициативе Президента, каждую неделю выезжаем небольшими группами на встречи с читателями.

Белорусские книги наверняка читали бы больше, если бы они не были такими дорогими. Одна из проблем в том, что НДС российской книги на порядок ниже нашего. Понятно, что выберет читатель, придя в магазин. Стоит понимать и то, что количество читателей в книжных магазинах будет сокращаться, а вот в библиотеках, где книгу можно почитать бесплатно, — увеличиваться. Наша задача — представить в библиотеках максимум хороших белорусских книг. Очень важно, чтобы книги читали и те, от кого зависит оценка произведения и его автора.

— А как насчет рекламы в интернете?

— Сейчас пытаемся решить вопросы представления книг в электронном пространстве. Что касается интернета, то мы представлены там очень хорошо.

Книги белорусских писателей можно купить и в печатном, и в электронном варианте, и даже в аудиоверсии. Хотите — и сайты покажу. Хотя мы за то, чтобы люди читали печатную книгу, сидя не у экрана компьютера, а в кресле, шурша страницами, делая закладки и так далее.

А на замечания некоторых скептиков по поводу того, что белорусских писателей не читают, мы отреагировали вот как: составили список из 48 наиболее известных членов нашего союза и отправили в библиотеки страны, чтобы узнать, есть ли там их книги и сколько раз за последние два года они запрашивались читателями. Получили впечатляющие данные: произведения наших писателей запрашивали почти два с половиной миллиона раз!

— Николай Иванович, чего вам хочется сейчас больше всего как писателю и председателю союза?

— Хочется, чтобы члены союза были едины в оценке книги, а каждый из них персонально был объективен в оценке своего труда. Сегодня писатели должны менять себя. Если автор будет сидеть на даче и описывать, как красиво выглядит цветок на дереве, ему будет очень трудно удержаться. Читать такого писателя не будут. Писатель должен быть современным, хорошо понимать, что творится в стране и мире, и относиться к себе самокритично, не задирая нос со словами: “Я круче всех нобелевских лауреатов!”.

А чего хотелось бы лично мне? Мне много не надо. Вот вышла новая книга, получила положительные отзывы — и приятно. Просто хочется быть полезным союзу и нашему общему делу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter