Когда звезды «плачут»

Больше года наша редакция отстаивала интересы семьи хуторян

Больше года редакция «Р» отстаивала интересы молодой семьи хуторян из Витебского района

…Здесь, за деревней Любово, на большой поляне в окружении леса жизнь как будто замерла — пронзительная тишина нарушается лишь шумом ветвей да редким вскриком лесных птиц. Небо, что открывается за верхушками сосен и елей, — до бесконечности глубокое и завораживающее своей чистотой. По вечерам, когда просыпаются звезды, кажется, что они плачут, отправляя к земле на счастье людям миллиарды своих блестящих посланий-слезинок.

Удивительный край. Такой же необычный и красивый, такой же романтичный и в то же время до банальности простой, как и живущая здесь молодая семья Соболевских.

Сейчас хуторянам Алене и Олегу чуть больше тридцати. У них подрастают две красавицы дочурки — одиннадцатилетняя Виолетта и девятилетняя Карина. Настоящие лесные царевны: чернявые, с румяными ямочками-щечками, толстыми косами, огромными глазами, с детства привыкшие к труду. Интересно, что в доме Соболевских (за исключением входной и той, что ведет в санузел) практически нет дверей. Так же, как нет и заборов на окруженной лесом усадьбе, что прежде всего свидетельствует об открытых душах и сердцах ее хозяев.

 

Сюда, на хутор к родителям, демобилизовавшийся из армии Олег привел восемнадцатилетнюю Алену 13 лет назад. Вскоре старшие члены семьи перебрались в поселок, поближе к цивилизации, а молодожены так и остались жить в уединении. Занялись хозяйством. Начинали с огородничества: обустроили теплицы, в которых высаживали до полутора тысяч штук томатной рассады, выращивали несколько гектаров картофеля, зелень, огурцы. Полулесные земли плодородием не отличаются, а потому приходилось вкладывать максимум сил и средств, чтобы получить более-менее достойный урожай.

Выращенное возили в Витебск на родительских «жигулях» и попутном транспорте, продавали экологически чистую продукцию горожанам. Сейчас Алена вспоминает, как во время торговли на мини-рынке у одного из витебских магазинов стоящий рядом дедушка оценил усердие молодоженов словами: «Если так работаете, то скоро на «мерседесе» ездить будете!» Пожелание сбылось лишь через десять лет. Да и желанный «мерс», ради которого молодой семье приходилось долгое время отказываться от элементарных благ, счастья не принес, а превратился в огромную проблему. Но об этом чуть позже…

Итак, сначала прикладывали свои силы на огороде. Потом занялись выращиванием бычков. Попробуй накорми да обслужи пятнадцать телят! Юная хозяйка вместе с мужем отлично управлялась с непростым даже для бывалых сельчан хозяйством. Вставали с зарей, ложились за полночь. Собирали каждую копейку, параллельно занимаясь воспитанием дочурок. Девчонок нужно было возить к врачу, в школу за 8 километров. Купили старенький «фольксваген», потом — «мазду».

 

Из остатков кирпича, собранных на разрушенных колхозных фермах, построили свой сарай. Купили стройматериалы и привели в порядок дом — расширили его площадь, поставили окна ПВХ, сделали современный ремонт внутри. Появились хорошая банька, просторные гаражи, пруды во дворе. Дела пошли в гору после того, как Соболевские переключились на выращивание свиней — с 20 хрюшек довели поголовье до 120. Сами занимались воспроизводством, держали свиноматок и хряка. Не привыкшие лодырничать, Алена и Олег успевали все: и хутор обустроить, и бизнес наладить, и родителям помочь, и за наследницами присмотреть. Плюс ко всему Алена — член родительского комитета в школе.

Несмотря на полное несоответствие такого образа жизни современным тенденциям и устремлениям молодежи, работа на земле и жизнь на хуторе Соболевским нравится. Да, нет стационарного телефона и Интернета, сотовая связь берет редко, зачастую вокруг усадьбы шастают волки, лисы, дикие кабаны (охотники даже медведя видели!), зимой заметает лесную дорогу, но и в этой обстановке можно найти свои прелести… Тем более что вместо забора — четыре верных друга. «Азиаты» Эмма и Барбос охраняют хозпостройки, дворняга Чарлик — хозяин дома, а такса Лордик — уличный «звоночек» и разведчик всех близлежащих окрестностей. Регулярно обследуя территорию, косолапый Лорд даже «производственную» травму получил, сцепившись с лисой, заглянувшей как-то в гости. Неравную битву выиграл, но лечить обгрызенные мордочку с шеей пришлось долго.

 

Итак, все было хорошо. Пока… Пока молодых хозяев не подвели природная открытость и доверчивость. Пришло время напомнить историю, которая с использованием вымышленных имен (к сожалению, мы не могли тогда озвучивать истинные фамилии героев) была опубликована на страницах нашей газеты 24 января 2013 года под заголовком «Без вины виноват?». Бурно обсуждая этот материал в Интернете, некоторые пользователи усомнились тогда в правдивости рассказанного. Они называли статью «заказной» и связанной с планируемыми изменениями законодательства, направленными на повышение дорожной безопасности в стране. Сегодня пришло время раскрыть все карты.

Да, с семьей Соболевских мы познакомились год назад. Обойдя десятки властных коридоров, потратив огромные суммы денег на адвокатов, выплату пошлин и юридические консультации, написав массу писем, жалоб, просьб и ходатайств, ребята от безысходности обратились в нашу газету. Честно говоря, мы сами не были уверены в том, что сможем чем-то помочь в столь сложной ситуации. Ситуации, когда используемый судом закон как будто вступил в открытое противоречие со здравым смыслом и все возможности установить между ними «контакт» уже испробованы. Бесспорно, силу пусть и бюрократического, но имеющего юридическую силу языка красноречием не перебьешь. И все же, не углубляясь в термины и статьи закона, глядя не «зашоренным», а свободным взглядом на ситуацию, просто нельзя было не заметить явную несправедливость, массу «нестыковок». Именно это и подвигло встать на защиту хуторян.

 

Как оказалось, причиной несчастья в семье стал тот самый «мерседес», который Соболевские сначала заработали непосильным трудом, а потом решили продать, поменяв на более экономичный транспорт. Помощь в поиске нового хозяина для машины вызвался оказать друг Олега. Владелец снял ее с учета и передал вместе с документами и копией своего паспорта «посреднику». А последний, как выяснится позже, с продажей особо не торопился. Не считая нужным кого-то ставить в известность, он отдал машину на время своему приятелю — совершенно незнакомому Соболевским молодому человеку, который и катался на чужом авто около месяца. Друг все это время убеждал Олега в том, что «мерс» сложно продать, он, мол, находится на ремонте в автосервисе. А однажды ночью Соболевским позвонили из ГАИ — пьяный водитель, управлявший их автомашиной, совершил аварию, в которой погибла 16-летняя девушка и тяжело травмирован 30-летний витебчанин (позже он умер в больнице).

Шок… А дальше — сплошные стрессы. Суды, суды, суды… Родственники погибших заявляют огромные иски, Госстрах — тоже. Ответчиком признают Олега Соболевского — он, дескать, является владельцем источника повышенной опасности, поэтому и должен платить. Кассационные жалобы, адвокаты, обжалования — все попытки доказать, что автомобиль выбыл из обладания хозяина в результате противоправных действий других лиц, оказываются тщетными, хотя главные участники процесса не скрывают: они обманули владельца авто, скрыв от него информацию об истинном местонахождении «источника» той самой опасности... Олега обязывают выплатить в общей сложности около 250 миллионов рублей.

 

Но это не все. Дополнительно рассматривается еще один иск — уже на 300 миллионов. Молодая семья в шоке — рушится вся жизнь. Пороги дома обивают судоисполнители — в отличие от виновника аварии, который уже находится в местах не столь отдаленных (как свидетельствует опись, у него в ходе следствия были арестованы телефон, принтер, микроволновка, баскетбольный мяч и флеш-карта), у трудяг Соболевских есть что взять. В гараже — машина, на которой хуторяне возят детей в школу, и мотолодка (Олег увлекается рыбалкой), в хлеву — хрюкающее поголовье, в доме — бытовая техника.

Итак, статья «Без вины виноват?», где мы изложили печальную историю и проанализировали ситуацию, была направлена на реагирование в Верховный Суд Республики Беларусь. Спустя некоторое время настоящим праздником стало сообщение о том, что решение суда Первомайского района города Витебска, ранее уже рассмотренное и оставленное без изменений кассационной инстанцией, Верховным Судом опротестовано. Дело было направлено на новое рассмотрение, вновь закрутился тяжеловесный маховик судебной машины. По просьбе редакции к проблеме подключилась заместитель председателя Витебской областной коллегии адвокатов Елена Барашкова, которая однозначно расставила акценты в неординарной ситуации. Ее юридическая поддержка пришлась очень кстати нашим подопечным.

 

Вместе со своими героями журналист «Р» присутствовала на десятке новых судебных заседаний. А в преддверии Нового года в этой истории наконец-то была поставлена долгожданная окончательная точка. Теперь мы вместе празднуем победу: закон и здравый смысл нашли-таки «общий язык». Справедливость восторжествовала — вся ответственность за содеянное и последствия оного возложена на виновника аварии. Того человека, который не только самовольно пользовался чужим автомобилем, но и позволил себе сесть за руль в пьяном виде. Правда, лихач, осужденный за гибель двух пассажиров к шести годам лишения свободы, ссылаясь на «незавидное» материальное положение и на то, что он, дескать, не является законным владельцем авто, попытался оспорить решение суда, написав кассационную жалобу. Но судебная коллегия по гражданским делам Витебского областного суда оставила решение районного суда без изменения, с имущества Соболевских снят арест.

Теперь жизнь на лесном хуторе вновь течет своим чередом. К сожалению, со свинопоголовьем молодым «фермерам» пришлось распрощаться в связи с африканской чумой свиней. Очередную проблему и финансовые потери хуторяне перенесли стойко. На семейном совете было принято решение заняться птицеводством. Сейчас Олег, Алена, Виолетта и Карина сообща дружно ухаживают за стадами гусей и уток. В доме пищат маленькие цыплята — Соболевские ко всем делам подходят основательно и купили собственный инкубатор. Но главные любимцы этой увлеченной трудом семьи — экзотические питомцы. Осенью в сарае поселились… более 30 страусят, которые растут не по дням, а по часам и, как шутят хозяева, скоро «съедят их самих».

Алена изучает литературу по уходу за экзотами, Олег готовит стройматериалы для будущего поля-загона, а девчонки гадают: как скоро можно будет загрузить в инкубатор страусиные яйца? Счастливая жизнь после полутора лет судебной тяжбы вновь продолжается…

Успехов вам, наши дорогие герои, в новом году, побольше ярких звезд над хутором и заслуженных побед всем его обитателям!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter