Когда змеи летают

Весна - время пробуждения.
Весна - время пробуждения... змей - они начинают летать.

Одна из самых радостно-праздничных картинок китайской жизни - небо, усыпанное воздушными змеями. Оказавшись впервые на главной площади столицы Тяньаньмэнь, не сразу понимаешь, что означают эти парящие высоко в небе точки. Но потом видишь людей, в чьих руках тонкая леска, а глаза прикованы к парящим точкам в небе.

Нас, конечно, понятием "воздушный змей" не удивишь! Даже если в детстве мы не развлекались подобным образом, то знали об их существовании. Воздушные змеи известны в Европе с XVI века. Занимательно другое: их изобрели в Китае, причем очень давно - в V или IV веке до н.э. Так что мы немного отстали в развлечении со змеями - на 2 тысячи лет...

Утверждают, что авторство в создании воздушного змея принадлежит человеку по имени Лу Пань, который был прототипом божественного покровителя ремесленников. Есть объяснение и попроще: крестьянин работал в поле и, спасаясь от нестерпимой жары, надел на голову бамбуковую шляпу. Сильный порыв ветра сорвал с головы шляпу, крестьянин бросился вдогонку, но смог поймать только тесемку. Так и бежал, держа за тесемку шляпу. В какое-то мгновение он понял, как это забавно - летающая бамбуковая шляпа. Она и стала прототипом первого воздушного змея.

Несмотря на то что запуск воздушных змеев - дело действительно веселое и забавное, на протяжении многих лет их часто использовали... в военных целях. Начиняли порохом и взрывали, когда они достигали стана противника, - такие вот воздушные бомбы. Даже первое известное истории разбрасывание листовок в 1232 году производилось в Китае с воздушных змеев - так призывали к восстанию военнопленных, захваченных монголами.

Изобретательные китайцы использовали воздушных змеев и для рыбной ловли: пристраивали крючок и наживку к змею и запускали его далеко на середину озера или реки - чтобы близость лодки с людьми не спугнула рыбу.

С VII - VIII века в Китае были известны музыкальные воздушные змеи, которые свистели или стонали, а также издавали звуки, напоминающие мелодию арфы. К воздушному змею крепили узкую полоску бамбука. Если полоска была одна, это называлось "ветряная цитра". Если же бамбуковых полосок, закрепленных по периметру рамы, выполненной в форме тыквы, было семь - "орлиная лютня". При этом китайцы использовали технику, давно им известную: долгое время они крепили бамбуковые полоски к хвостам голубей - для достижения того же музыкального эффекта.

Что, казалось бы, может быть общего у воздушных змеев и философии? Как выясняется, немало. В традиционном Китае вообще ни одно стоящее дело или изобретение без философского осмысления не обходилось. Само использование воздушных змеев тесно связано с понятием "тяжелого ветра" - идеи даосской философско-религиозной школы, которая, в свою очередь, частично позаимствовала ее из традиций шаманства. Там таинственные путешествия по воздуху выполнялись или в состоянии транса, или под воздействием наркотических средств. Похоже, для ранних даосов запускание воздушных змеев было одним из медитативных упражнений - они думали о Высшем Пути, наблюдая за парящими в небе созданиями: интимная связь с воздушными потоками постоянно корректировалась натяжением нити. Малейшие изменения порывов ветра, с которыми после нескольких упражнений мудрец уже был хорошо знаком, ассоциировались с воображаемыми полетами сознания.

Китайские воздушные змеи - настоящие произведения искусства, так что не удивляйтесь, обнаружив в музее их экспозицию: они того достойны. Рисунки на воздушных змеях поражают своим разнообразием: разноцветные карпы и бабочки, орлы и улитки, павлины и летучие мыши, герои классических произведений и маски Пекинской оперы, боги и драконы - всех не перечислишь. Не обходится и без современных веяний - воздушные змеи в форме трактора, архитектурного здания или любимой баскетбольной команды.

Китайцы верят, что игры с воздушными змеями полезны для здоровья. Запуская своего летающего друга весной, вы освобождаете организм от излишнего внутреннего жара (давления) и укрепляете иммунитет. Да и простое наблюдение за полетом небесных созданий приносит пользу: это хорошее упражнение для укрепления шейных позвонков и зрения.

Лучшее время для запуска воздушных змеев - весна. Старожилы утверждают, что сразу после празднования Нового года по лунному календарю нужно пережить семь ветров, которые обычно дуют из российской Сибири, и, проходя по пути через монгольскую пустыню Гоби, приносят много неприятно промозглых минут. Но и эта напасть вскоре проходит. Вот тогда-то и наступает самое время для запуска воздушных змеев, которые для меня лично - четкий признак наступления настоящей весны: если вся Тяньаньмэнь усеяна летающими красавцами, можно быть уверенным - холодов больше не будет. У меня есть еще один четкий весенний индикатор - дорожная трасса из пригорода, где я живу, до Пекина: не успел закончиться Новый год, как вся трасса, ранее радостно украшенная красными фонариками, превратилась в настоящий зоопарк, только воздушный - продают воздушных змеев всех цветов и расцветок, настоящее пиршество для глаз.

Конечно, Тяньаньмэнь - одно из самых популярных мест для запуска воздушных змеев, здесь и зрителей побольше, и иностранцы, увлеченные зрелищем парящих в небе орлов, драконов и прочих созданий, охотно их покупают, чтобы, вернувшись домой, поразить друзей и соседей. Но когда приходит сезон, поклонников древнего искусства можно встретить практически в каждом парке и просто вдоль дорог.

Для многих китайцев запуск воздушных змеев - больше, чем просто хобби, это - вся жизнь. Например, 50-летний Нань И и его друзья Линь Хунчжи и Гао Вэньнин все вечера проводят за этим занятием.

Нань И говорит, что змеи привлекали его с детства. А в студенческие годы наблюдать за их парением было единственным лекарством от болей в шее - последствий упорной учебы. Позднее он научился сам делать змеев и начал участвовать в соревнованиях. С годами его искусство достигло почти совершенства, и теперь Нань И судит международные соревнования. В 1978 году он был одним из учредителей Пекинской ассоциации воздушных змеев, сегодня в нее входит около 1.000 человек. В 1987 году Нань И вошел в тройку сильнейших на национальном конкурсе в Вэйфане. На следующий год его пригласили в Нью-Йорк для демонстрации искусства создания и запускания воздушных змеев, в 1990 году - в Новую Зеландию, а в 1991-м - в Сингапур. В 1992 году сбылась его давняя мечта - он победил на Международном конкурсе воздушных змеев в Вэйфане, в котором принимали участи представители 20 стран, в том числе из Канады, США, Великобритании, Франции и Нидерландов.

В Вэйфане каждую весну устраивается международный фестиваль воздушных змеев, где НаньИ - один из судей. Он говорит, что при определении победителя многое принимается во внимание: внешний вид змея, его конструкция, как он парит в воздухе.

Воздушные змеи - в какой-то степени осуществление давней мечты людей о небе. Я вспоминаю один из своих любимых фильмов - "Андрей Рублев" Андрея Тарковского. Помните сцену, с которой он начинается? Полетев с церковной колокольни, сначала испуганный, а потом все более завороженный, человек кричит: "Я летю! Летю!". И черт с ним - с грустным финалом полета, несколько секунд, в лучшем случае минут парения стоят всех затраченных усилий. Мы говорим, что человек летает, как птица, а китайцы скажут - как дракон. Описывая полет дракона, они утверждали, что сначала он разгоняется, используя облака вместо ступенек, а потом, достигнув высоты 40 ли, начинает свободное парение, используя потоки воздуха. Не напоминает ли это описание всем знакомый дельтаплан, который позволяет человеку планировать в небе с помощью воздушных течений? Если хорошенько присмотреться, то дельтаплан очень похож на огромного воздушного змея, правда?

И это не просто ассоциация - первое упоминание о летающей конструкции, способной нести человека, найдено в письменных источниках династии Северная Ци (550 - 577 гг.). Исследователи утверждают, что первый полет на чем-то, очень напоминающем современный дельтаплан, был осуществлен в Китае в 559 г., ровно за 1.335 лет до того, как Баден-Пауэлл сделал в 1894 году то же самое впервые в Европе.

А в IV в. известный китайский ученый Ко Хун описал принцип действия вертолетных лопастей - задолго до Леонардо да Винчи. Да и вообще Европа в IV веке переживала не самое лучшее свое время. Впрочем, это я так, к слову, - к воздушным змеям это не имеет никакого отношения. Почти.

А до 1910 года все книги об авиации открывались главой о воздушных змеях.

Полетаем?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter