Когда вагоновожатый ищет новых путей, трамвай сходит с рельсов

Обиделись на журналистов.
Обиделись на журналистов. Именно так можно сказать о людях, оказавшихся причастными к нашумевшей трагедии, которая случилась 9 мая в гастролировавшем в Бресте чешском луна-парке "Прага". От некоторых собеседников при попытке выяснить, что же все-таки привело к гибели молодой женщины, оказавшейся в неожиданно накренившейся тележке аттракциона "Бобовая дорога", пришлось услышать даже гневные слова. Мол, у людей горе, а вы, писаки, крайних ищете, когда виной всему - несчастный случай.

Что ж, обстоятельства трагедии сейчас выясняет прокуратура Московского района Бреста. Но удастся ли ей назвать конкретного виновника? Установлено, что авария на "Бобовой дороге" произошла из-за того, что не выдержала нагрузки и обломалась одна из опор скользящей по рельсам тележки. Предполагается заводской брак конструкции, которая была изготовлена двумя чешскими фирмами в прошлом году и впервые запущена в работу нынешней весной в Бресте. Таким образом, среди граждан нашей страны виновных вроде бы нет.

Примерно такой вывод сделала в 2001 году и прокуратура Калинковичского района, когда в райцентре на аттракционе "Центрифуга" другого чешского луна-парка погиб 45-летний мужчина. Несчастный выпал из кабины вращающегося в разных плоскостях колеса, замедлившего свой ход из-за перепадов напряжения в электросети. Виновником был признан чешский завод-изготовитель, не предусмотревший в аттракционе ремни безопасности. Помнится, тогда, как и сейчас, описав трагедию, журналисты задали немало острых вопросов, связанных с организацией гастролей передвижных аттракционов. Почти все они остались без ответа. Хозяева аттракциона, как сообщили мне в прокуратуре Калинковичского района, "в частном порядке" удовлетворили претензии родственников и о трагедии, похоже, забыли. Ужасный урок не пошел впрок. (Кстати, ремни безопасности в такой же чешской "Центрифуге", привезенной в Брест, так и не появились.) Не наплевательское ли отношение к обеспечению безопасности явилось одной из предпосылок трагедии, случившейся 9 мая на "Бобовой дороге"?

На аттракционах брестского парка даже в выходные погожие деньки народу негусто. Когда же в город на пару недель приезжают чехи, то с утра и до позднего вечера у билетной кассы толпятся взрослые и дети. Почему бы руководителям отечественной индустрии развлечений не взять на вооружение передвижной принцип работы, коль он так выгоден? Выяснилось, что они бы рады это сделать, но нет средств. Чешские гастролеры перед открытием сезона берут у себя в стране под невысокие проценты банковские кредиты, обновляют свой парк аттракционов и только тогда отправляются в путь. На внутреннем рынке чешским представителям этого бизнеса очень тесно, и они легко находят свои ниши в тех странах, где хозяева, как, например, в Беларуси, конкуренции им составить не могут по финансовым причинам. Такое положение подсказывает ответ на вопрос, почему подобным гастролям у нас сопутствуют трагические ЧП. В Чехии очень развита индустрия развлечений, значит, на соответствующей высоте и система контроля за ней. У нас эта отрасль пребывает в плачевном состоянии, следовательно, не дотягивает до международного уровня и организация техники безопасности.

Впрочем, с таким выводом не согласно руководство Брестского городского парка. Оно заключило долгосрочные договора на обслуживание своих аттракционов с Брестским государственным техническим университетом. За их состоянием следят вузовские ученые, занимающиеся проблемами усталости металлов. Под эгидой кандидатов и докторов наук регулярно проводятся испытания, ответственными комиссиями делаются заключения о безопасности. Так что о примитивном подходе или дилетантстве в этом отношении не может быть и речи. Почему же вне поля зрения вуза оказались чешские передвижные театры развлечений? Руководство университета напрочь отвергает какое-либо отношение к участию в организации гастрольной деятельности чешских луна-парков. Но еще после трагедии в Калинковичах в печати упоминалось заключение о безопасности, якобы выданное чехам Брестским государственным техническим университетом. На гарантии этого вуза сослались в разговоре со мной при сборе материала для публикации о брестской трагедии и руководители луна-парка "Прага". Однако проректор университета по научной работе Виктор Тур доказал мне, что вуз такого заключения не давал. Проректор показал документ, заверенный печатью госуниверситета, - заключение о техническом состоянии аттракциона "Бобовая дорога", выданное одним из преподавателей вуза в частном порядке. Печать, поставленная в отделе кадров, лишь заверяла личную подпись кандидата технических наук, имеющего лицензию на такой вид деятельности. А сам документ представлял собой не что иное, как акт о техническом состоянии объекта, не затрагивающий область мер безопасности. Что-то наподобие техосмотра в ГАИ - вам ставят в документе отметку, свидетельствующую о том, что ваш автомобиль исправен. Но от того, что на скорости 120 километров в час у авто может лопнуть шина, такая бумага, конечно, не страхует.

Так или иначе, именно этот документ вместе с приложенными актами испытаний аттракциона в Чехии послужил основанием для выдачи горисполкомом разрешения на гастроли "Праги" в Бресте. В юридических нюансах правомочности участвующих в этом деле сторон разбирается прокуратура. Но уже сегодня, как рассказал мне прокурор Московского района Бреста Владимир Попко, ясно, что все требования существующего положения Совета Министров об организации гастрольной деятельности в данном случае были формально соблюдены. Специалисты технического университета теперь уже в официальном порядке взялись доказать, что даже самое суперсовременное обследование конструкции аттракциона накануне его запуска не могло выявить заводского дефекта в металлической опоре, ставшей причиной аварии.

Требования соблюдены, конкретного виновника трагедии установить невозможно. Так что же - и на этот раз она не станет уроком на будущее? Владимир Попко уверен в обратном. Его ведомство готовит официальное представление в адрес Совета Министров с анализом и предложениями по поводу случившегося. Дело в том, что положение о порядке организации гастролей в Беларуси есть, а вот конкретные требования по соблюдению при этом мер безопасности отсутствуют. А раз нет разработанных и утвержденных норм техники безопасности при эксплуатации передвижных аттракционов, значит, в погоне за прибылью и адреналином для своих клиентов организаторы "экстрима" вольны делать все, что им вздумается, - отказываться от ремней безопасности, выбирать максимальные скорости, экономить на технологических испытаниях. В результате разрешения на гастрольную деятельность порой выдаются келейно, без участия государственных ведомств, несущих ответственность за безопасность граждан страны. Вот почему об этом необходимо говорить вслух и не обижаться на журналистов за их настырность.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter