Когда в товарищах согласья нет

В стране полмиллиона дачников. Они управляют своим загородным имуществом — землей...

В стране полмиллиона дачников. Они управляют своим загородным имуществом — землей, недвижимостью — коллективно. О том, как это бывает непросто и с какими интригами порой сопряжено, на своем опыте знает Елена Воронко, адвокат юридической консультации № 2 Ленинского района Минска.


Подоплека ее истории такова. Члены одного из садоводческих товариществ взяли неподалеку землю и открыли фермерское хозяйство. Стали нужны свет и газ. Строить собственную электрическую подстанцию — дорого. Куда проще подключиться к уже готовой, «товарищеской». И газовую трубу значительно быстрее проложить по землям общего пользования садоводов. Что делают предприимчивые члены товарищества? Для начала скупают дачи у соседей, оформляя недвижимость на несовершеннолетних детей и родственников. Каждый новый собственник автоматически становится членом садоводческого товарищества с полным правом голоса.


Следующий шаг — иск в суд. Цель — признать недействительным решение общего собрания, на котором еще в 2009 году были избраны председатель, правление и ревизионная комиссия. В то время граждане мало понимали цену земли, собственности, правление собиралось нерегулярно и выбиралось с нарушениями регламента. В общем, сместить его оказалось делом несложным. Суд состоялся 21 февраля 2011 года и иск удовлетворил.


Так органы правления товарищества были от управления общим имуществом отстранены. Но не сдались и решили исправить ошибку. Цена ее могла быть слишком высокой. Если бы «фермеры» избрали свое карманное руководство, то по участкам неминуемо прошла бы газовая труба и подстанция, построенная на общие деньги, стала бы источником обогащения определенной семейной группы садоводов. Уже практически «бывшее» правление в срочном порядке изучает устав и настольный документ всех дачников — Указ Президента от 28 января 2008 года № 50. И обнаруживает там спасительный в данной ситуации пункт: членами товарищества могут являться только дееспособные граждане. То есть несовершеннолетние дети не голосуют! А именно на детей «фермеров» были оформлены 4 земельных участка. Еще два голоса выпали по вполне типичным обстоятельствам. Наследники одного умершего члена товарищества не зарегистрировали свои права на наследуемую недвижимость. А покупатель другого дачного домика не уведомила о своих правах правление, как положено, в десятидневный срок. Таким образом, из 33 членов товарищества реальное право голоса осталось у 27. Это меняло дело.


И тогда 8 человек (по закону внеочередного собрания может требовать не менее четверти садоводов от общего числа членов товарищества) инициируют созыв собрания и переизбрание руководства. Поскольку решение суда от 21 февраля 2011 года еще не вступило в законную силу, старое правление, используя истекающие полномочия, единогласно принимает решение о проведении внеочередного собрания. А дальше по регламенту: заказным письмом с уведомлением о вручении извещаются все члены товарищества лично с указанием даты, времени, места проведения мероприятия и информацией о повестке дня. 21 марта того же года оно состоялось при участии 16 членов товарищества, которые расписались в протоколе и тем самым подтвердили наличие кворума (две трети от общего количества членов). Так смещенное по суду правление, поддержанное большинством собравшихся, снова стало у руля. Попытки «фермерского» меньшинства оспорить решение оказались безуспешными. Суды всех инстанций признали процедуру проведения собрания безупречной.


В последнее время споры о признании решений общего собрания недействительными получили очень широкое распространение. Их частенько используют юридически подкованные граждане, чтобы, допустим, не платить дополнительные членские взносы, не участвовать в каких–то общих эксплуатационных расходах. Чтобы такого рода конфликтов было меньше, Елена Воронко рекомендует:


— При возникновении споров о признании решений общего собрания садоводческого товарищества недействительными следует тщательно выяснить все обстоятельства, связанные с организацией и проведением общего собрания. В частности, все ли члены товарищества входят в круг субъектов, наделенных правом инициировать проведение общего собрания, соблюден ли порядок подачи подобного требования либо предложения. Все ли члены садоводческого товарищества надлежащим образом уведомлены о проведении собрания, имеется ли кворум, необходимый для признания собрания правомочным принимать решения по повестке дня. Приведенный в качестве примера спор интересен тем, что дает четкий ответ на вопросы: кто может являться членом садоводческого товарищества и с какого момента? В пункте 14 Положения о садоводческом товариществе, утвержденного Указом Президента от 28 января 2008 года № 50, ясно и недвусмысленно говорится: несовершеннолетние дети в силу своего возраста не могут быть членами садоводческого товарищества, за исключением случаев приобретения ими дееспособности в полном объеме по законодательству страны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter