"В трамвае", 2012 год.
«Ну да, белорусы — интроверты, такой уж менталитет», — соглашаются наши коллекционеры, которые на деле и не думают «шифроваться», был бы достойный повод для выставки. Как выяснилось, в Беларуси холстов Сергея Малишевского осталось немало — больше 70, почти все пространство «Дома картин» оказалось занято ими. Хотя поначалу планировалось выставить только пару десятков работ из знаменитого собрания Андрея Плесанова, первая из которых, написанная на левкасе, датируется еще студенческим 1976 годом. Но к вернисажу набралось еще 12 коллекций и далеко не пара полотен с краской, высохшей только вчера.
"Голова Иоанна Крестителя", 1976 год.
По словам самих коллекционеров, ни один из них не покупает живопись Малишевского с целью вложения денег. Исключительно для себя, а берегут на стенах. Ведь мягкий отсвет его картин такой несуетный, такой уютный, будто от свечей, сохранившихся с того времени, когда еще не знали электричества. И люди, чьи дома согреты работами Сергея Малишевского, единодушны: эти сюрреалистичные фантазии не кажутся им зловещими, напротив, полны светлой энергии и веры в то, о чем в соцсетях обычно не говорят.
"Танец", 1978 год.
— Малишевский — из того поколения художников, которое успело глотнуть и зрелого социализма, и капитализма, — рассуждает коллекционер Всеволод Поляков. — Но к капиталистическим отношениям они так и не приспособились. Остались романтиками? Неуместное слово. На холстах Сергея есть все: период ущербного развития социума, трагедия потери старого и еще не приобретенного нового... Но на его эпохальной работе «Последний звонок» увидите автора — маленького мальчика с сабелькой на велосипеде среди громадных фигур обыденности, а рядом — его муза и волшебный кот.
Нет, он не борец и не обличитель, хотя попал в число первых белорусских художников, чьи выставки запрещали еще до открытия. Не последователь Босха и Дали, хотя когда–то и сам не скрывал своей увлеченности их образами. Малишевский уже давно сам по себе. В своем собственном мире, освещенном не экраном монитора, а огнем, живым и теплым, который высветит тайное, но не позволит замерзнуть.
cultura@sb.by
Советская Белоруссия № 210 (25092). Вторник, 1 ноября 2016
Советская Белоруссия № 210 (25092). Вторник, 1 ноября 2016