Когда ты глядишь в бездну, бездна глядит на тебя

Анатоль Сыс.
Анатоль Сыс. "Сыс". Вершы. Мiнск,

Мастацкая лiтаратура, 2002.

Как-то в одной из публикаций я уже упоминала эту книгу. Теперь - разговор более подробный.

Хотя можно ли назвать это разговором, уважаемый читатель? Ведь в таких случаях всегда присутствует третьим - автор. А если к нам присоединится поэт Сыс, то разговор станет криком либо плачем, исповедью либо театральным действом... И слушать придется только его одного, а не нравится, то "вы в пролете", как любит объявлять этот поэт своим коллегам.

Нет-нет, в "светский альбом" его стихи не подойдут - пожалуй, бумага загорится. Знаете, на что похожи лучшие из них?

Гараць камянi у маiм вогнiшчы,

Расцвеленыя агнем,

Нiбы ваучаняты у логвiшчы,

Сонечным прамянем.

У твар мне шугае полымя,

Ды я усе адно бяру

Каменнi рукамi голымi

I гэткiм, як я, дару.

Да, внутреннее напряжение в лучших произведениях Анатоля Сыса действительно можно уподобить раскаленности камня. Образы иногда достигают невероятной силы, балансируя на грани эстетического, - да что там, за этой гранью от их отчаянной ереси высекаются искры

: Я думау,

Мае вершы вiдушчыя,

Аж пакуль не аслепнуу сам

Ад маланкi, самiм жа пушчанай,

Я гарэу, як бязбожны храм...

Любителей утонченной лирики, наверное, многое покоробит. Рядом с образами магической красоты - смерть, кровь, гной, суицидальные мотивы, иногда даже неловко за автора: ну зачем же такой психологический стриптиз, находка для фрейдиста?.. Что же, не каждому нравится заглядывать в бездну, она - подсознание автора, темный Ид. Но единицы из поэтов, собственно говоря, и могут общаться с подсознанием и приобщать к нему читателя.

Кто-то из классиков не зря говорил, что, когда ты глядишь в бездну, бездна глядит в тебя. Игра с темными силами никогда не проходит для индивидуума без последствий. Деструкция, страсть саморазрушения - тот монстр, которого вызывают из лабиринта игры со смертью. К сожалению, сборник "Сыс", включающий почти все творческие наработки поэта, скорее всего только некая часть от потенциальной самореализации последнего. Хотя сам автор пытается намекнуть в строках, что "нуда, жуда" у него - только в стихах, а по жизни он жизнелюб.

Что ж, возможно, если любовь к жизни - это бегство от нее доступными даже бомжу средствами...

Сборник "Сыс" неровный, в него вошли стихи разных лет. Есть и довольно средние, и просто хорошие. Особенно цельно воспринимается последняя часть - "Ягамосць", так должен был называться сборник, рукопись которого, по слухам, Сыс когда-то потерял. Впрочем, слухов и домыслов, зачастую культивируемых самим поэтом, вокруг его личности хватает.

Альфред Хичкок

представляет.

Уильям Сомерсет Моэм. Секретный агент.

Джозеф Конрад. Саботаж. Романы. Москва,

Центрполиграф, 2003.

В общем-то идея неплоха - издать серию литературных произведений, по мотивам которых снимал свои фильмы "король ужасов" Альфред Хичкок. Но при рассмотрении обложки, на которой доминирует имя "Альфред Хичкок", а имена Моэма и Конрада набраны мелкими буковками, так что сразу и не сообразишь, какое они имеют отношение к данной книге, вспомнился фантастический рассказ: в далеком или недалеком будущем образовалась тайная организация, уговаривающая начинающих писателей издавать под своим именем книги забытых знаменитостей - Толстого, Чехова, Есенина и так далее. Ибо только таким образом, оказывается, можно заставить людей наново перечитать классику и воспринять в полной мере заложенные там ценности. Ведь по меркам классической литературы Моэм и Конрад стоят несравненно выше "знаменитого Хича", и их произведения не похожи на триллеры Стивена Кинга либо "ужастики" самого Хичкока. Тем не менее именно под вывеской Хичкока они получают шанс быть прочитанными с интересом теми, кто не обратил бы внимания на их произведения под их собственной вывеской.

"Секретный агент" Сомерсета Моэма имеет мало общего с "бондианой". Разве что в некоторых рассказах Яна Флеминга есть нечто подобное, не исключено, что под влиянием того же Моэма. Работа секретного агента лишена романтического флера. Это неблагодарная, тяжелая, скучная работа. Поручения, которые доводится выполнять, - далеко не всегда благородные. И вообще, как заявляет главному герою, известному писателю Эшендену и одновременно секретному агенту его начальник, некий R: "В случае удачного исхода дела - не ждите благодарности и не ждите помощи, если попадете в беду".

Что касается второго романа, вошедшего в сборник - "Саботаж" Джозефа Конрада, - он настолько отличен от первого, как отличны творческие манеры обоих авторов. Агент-провокатор получает задание - подготовить взрыв Гринвичской обсерватории. Бессмысленное варварское действо послужит оправданием усиления борьбы с терроризмом. Водоворот, закрученный спесью и амбициями отдельной личности, делается кровавым, в нем гибнут люди и рассудки. Хороший повод для психологических "раскопок". Основные объекты - "ядовитые насекомые" анархисты с жаждой всеобщего разрушения и женщина как таковая - дикая стихия, подавленные инстинкты, существо, целиком зависимое от мужчины и оттого вгоняющее последнего в ужас, - ведь и зарезать может... И утопиться... Короче, сплошная патология.

Впрочем, и этот роман принадлежит к классическому наследию. То есть обладает художественными достоинствами, достаточными, чтобы получить удовольствие от чтения.

И Хичкок тут, собственно говоря, ни при чем.

Издания для обзора предоставлены книжным магазином "Светоч", Минск, пр. Машерова, 11.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter