Когда третий — не лишний.

Со следующего года у граждан и организаций Беларуси появится право выбора: защищать свои права и законные интересы в государственных судах либо же в альтернативных

Со следующего года у граждан и организаций Беларуси появится право выбора: защищать свои права и законные интересы в государственных судах либо же использовать разрешение споров в арбитражном суде .

Лондонский Международный арбитражный суд, арбитражные суды при торговых палатах в Вене, Париже, Стокгольме и Цюрихе... Все эти широко известные среди юристов структуры не что иное,
как третейские суды. В США на их долю приходится около 60 процентов коммерческих споров.
Недавно Закон “О третейских судах” принят и в нашей стране. Что же представляет собой этот правовой институт, в чем его преимущества и недостатки? В поисках ответов на эти вопросы корреспондент “НГ” побеседовал с председателем Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и государственному строительству, заместителем председателя общественного объединения “Белорусский республиканский союз юристов”, заслуженным юристом Беларуси Евгением СМИРНОВЫМ.

— Евгений Александрович, Закон “О третейских судах” в начале следующего года вступает в силу. Правительству поручено к тому времени обеспечить меры по развитию и расширению в нашей стране института третейского разбирательства. Что, собственно, он собой представляет?

— Такая форма урегулирования разногласий существовала еще в государствах Древнего Востока, в Древней Греции и Древнем Риме. Причем данный способ разрешения споров был первым, он возник задолго до образования государственных судов.
По сути, третейский суд — это альтернатива государственной юстиции. Это суд третьего лица, избранного самими спорящими сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу. И заранее обязуются подчиниться этому решению. Просто в нашей стране третейские суды еще не получили широкого распространения. Наиболее известная на сегодня подобная структура — Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате.

— В чем преимущества третейского судопроизводства?

— Прежде всего в его актив следует отнести оперативность, конфиденциальность, возможность выбора сторонами арбитра, отсутствие жестких процессуальных норм. Да и меньшую затратность по сравнению с разрешением споров в государственных судах, а также более оперативное вступление решения в силу.
Последнее обстоятельство особенно важно. Лично мне Закон “О третейских судах” именно тем и импонирует, что не позволяет затягивать месяцами, а то и годами исполнение судебных решений. Ведь в государственном судопроизводстве проигравшая сторона может обжаловать судебное решение в судах высшей инстанции, у председателя Верховного Суда и у каждого его заместителя, у Генерального прокурора и у каждого его заместителя... И всякий раз, как правило, исполнение решения приостанавливается на срок до двух месяцев. Представляете, какое поле деятельности открыто для хитроумных адвокатов?
В случае же рассмотрения дела третейским судом подобное исключено. Более того, все вышеперечисленные факторы будут стимулировать граждан и субъектов хозяйствования к выбору не государственного, а альтернативного способа разрешения возникшего спора. Как следствие, снизится нагрузка на государственные суды.

— А что можно отнести к недостаткам этой системы?

— Во-первых, ограниченность круга лиц, имеющих право на обжалование решений третейского суда. Кроме того, отсутствие возможности освобождения неимущей стороны от уплаты расходов, связанных с третейским разбирательством.
Решение третейского суда не может быть обжаловано в апелляционном, кассационном или надзорном порядках. Наконец, у третейских судов или организаций, при которых они действуют, нет какой-либо ответственности за заведомо неверное или ошибочное решение. И все же я убежден: система третейских судов, оправдавшая себя во многих странах, оправдает себя и в Беларуси.

— Евгений Александрович, а не возникнет ли у определенных деструктивных сил нашего общества желание воспользоваться новой возможностью заявить о себе?

— Не вижу причин для опасений. Регистрация постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, будет осуществляться Министерством юстиции. Постоянно действующий же третейский суд, созданный в качестве обособленного подразделения юридического лица, ставится на учет главным управлением соответствующего облисполкома (или Мингорисполкома). Наконец, заключение третейского соглашения между сторонами не исключает возможности судебной защиты в общем или хозяйственном судах.

— Давайте немного помечтаем. Какой вы видите нашу судебную систему лет, скажем, через десять?

— Субъекты хозяйствования и граждане вступают в сложные гражданско-правовые отношения, те время от времени порождают споры, а споры эти требуют цивилизованного решения. И третейские суды представляют собой инструмент разрешения таких споров оперативно и наименее затратно.
К тому же третейский суд изначально настроен на примирение сторон. Если им при этом удастся договориться и решить все свои вопросы, это только к лучшему. Словом, всем должна быть предоставлена свобода выбора: обращаться за защитой своих прав и законных интересов в государственный суд либо же в альтернативный. Думаю, со временем третейские суды станут у нас популярны. Тем более что закон же остается единым для всех.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter