Когда тебя совсем не ждут

О распределении выпускников

В Малоритском районе к первому месту работы приехало только 29 выпускников из 40 сюда распределенных. А хозяйства по–прежнему ждут не дождутся специалистов со средним специальным образованием: агрономов, животноводов, ветврачей, зоотехников, полеводов. Да и врачей в районной больнице не хватает...


Слушая сетования начальника идеологического отдела Малоритского райисполкома Сергея Строка, я подумала, что их можно было бы отнести к любому району из 118 имеющихся в стране... Ведь с такой проблемой нынешней осенью столкнулись практически повсеместно. Почему не доезжают к месту распределения выпускники? Причины у всех свои, не отличающиеся новизной. Кто–то открепился, кто–то вышел замуж, поступил в аспирантуру, ушел в армию... «Уклонистам» приходится возвращать государству деньги, потраченные на их образование. В нынешнем году, например, прокуратура Брестской области направила в суды 11 исков на 21,5 миллиона рублей. Все они удовлетворены.


Но государство ведь не просто требует отработки, но гарантирует первое рабочее место. В век жесткой конкуренции это уже само по себе — благо. Другое дело, всегда ли это самое место соответствует ожиданиям выпускника? Что скрывать, иногда специалистов ждут отнюдь не с распростертыми объятиями. И многие потом уезжают по одной причине: не понравилось! Почему?


Ответ на этот вопрос недавно пытались найти депутаты Брестского областного Совета. Они обсуждали, как организована работа со вчерашними выпускниками вузов в частности и молодежью вообще — теми, кто сможет отучиться и пригодиться там, где родился. Почему–то определили два района — Каменецкий и Лунинецкий. Но тема оказалась настолько больной, что разговор вышел далеко за рамки двух регионов.


Какая отрасль сегодня самая обделенная кадрами? А одну и не выделишь. Сельское хозяйство, строительство, медицина... В сельских школах есть вакансии.


— Молодой специалист получает 252.900 рублей, — директор брестского лицея № 1 Светлана Семенова не делает секрета из учительской зарплаты. — Больше 1,5 ставки он не вытянет. Компенсация за наем жилья не установлена. А где взять деньги на учебники, на канцтовары?


Да и с распределением порой случаются казусы. Светлана Николаевна рассказала, что недавно к ней обращался учитель, получивший распределение в деревенскую школу. Точнее, в две. Полставки ему дали в одной, полставки — в другой. А между деревнями — 30 километров. Прямого автобуса нет, нужно добираться через Барановичи. Думаю, каждый из вас знает ответ на вопрос, будет ли этот учитель держаться за свою работу.


Еще одна обозначенная проблема: отсутствие профессионального роста и карьерного продвижения. И это при том, что некоторые молодые специалисты с первого дня видят себя руководителями, да и спрашивают с них порой, как с опытных работников.


— В резерве одни, а назначают других. Почему? — задается вопросом Светлана Семенова.


Действительно, почему? Почему перспективных специалистов иногда не замечают? Например, в кадровом резерве Каменецкого района 8 человек, а в Лунинецкого — всего 3. Неужели нет достойных? Как результат на должности назначаются люди, которых через пару месяцев работы уже снимают.


Чем прикрепить выпускников к первому месту работы? Ответ очевиден: достойная зарплата, в перспективе — жилье, для инициативных — карьерный рост. Пока же некоторые руководители заманивают специалистов голыми обещаниями. На деле же совсем другая картина вырисовывается: ни тебе квартиры, ни тебе зарплаты. Недавно из одного вполне успешного хозяйства Дрогичинского района уехал перспективный агроном. За работу ему платили меньше, чем он — отличник — получал стипендию...


Уверена, если б молодых встречали достойно, о дефиците кадров никто бы сегодня не заикался. А пока... Предприятия и организации подсчитывают, кто из выпускников к ним не доехал и сколько они от этого потеряли.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter