Когда тайное становится явным

Знаете ли вы, что через банковские счета страны в сутки проходит в среднем около 65 триллионов рублей? Почти годовой бюджет государства.

Знаете ли вы, что через банковские счета страны в сутки проходит в среднем около 65 триллионов рублей? Почти годовой бюджет государства. В идеале это должны быть абсолютно “чистые” деньги и прозрачные переводы, на практике же так получается не всегда. А значит, мимо госказны уплывают налоги, несет потери экономика, возникают реальные угрозы национальной безопасности. Разоблачением незаконных финансовых операций занимается финансовая разведка, но она не в состоянии “отфильтровать” такую денежную лавину. Тем не менее подозрительных и неблагонадежных клиентов банков теперь возьмут под особый контроль. И сделать это поможет новый закон о мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем.

Накануне депутаты Палаты представителей Национального собрания приняли проект закона сразу в двух чтениях. Существенный нюанс: законопроект внес в парламент Президент и поручил законодателям с учетом актуальности проблемы рассмотреть его в срочном порядке. Задуматься есть о чем. В прошлом году выявлено 420 незаконных финансовых операций, сумма штрафов и доначисленных налогов — 300 миллиардов рублей. За четыре месяца этого года раскрыли уже 133 махинации. Криминальные схемы различные. В большинстве случаев используются открытие банковских расчетных счетов лжепредпринимательскими структурами и необоснованный вывод капитала на счета иностранных банков. Известен случай, когда за 40 минут мошенники пытались “прокачать” через банковский счет более десяти миллиардов рублей.

Совершенствуя законодательство, мы выходим на международные стандарты по борьбе с отмыванием денег. А там требования значительно жестче. Суть новаций сформулировал председатель Комитета госконтроля Александр Якобсон. По его словам, расширяется перечень мер по противодействию легализации преступных доходов. В частности, для осуществления электронного перевода необходимая информация об отправителе и получателе будет передаваться по всей цепочке прохождения платежа. Банки же получат полномочия отказать в проведении финансовой операции,  приостановить или разорвать договор обслуживания в случае наличия сомнений в благонадежности клиента. В Овальном зале звучали сомнения: не помешают ли нововведения бизнесу? У Александра Якобсона свой аргумент на этот счет:

— Законопослушный клиент даже не почувствует, что его финансовые операции проверяются. Платежи будут проходить быстро и четко. Зато незаконные финансовые операции будут пресекаться своевременно самими банками, а не госорганами, получающими информацию с опозданием, на стадии, когда денежные средства уже выведены в теневой оборот.

Прямое отношение к экономической безопасности государства имеет и еще один законопроект — о рынке ценных бумаг. Пока он развивается не так быстро, как хотелось бы. Белорусы предпочитают хранить сбережения на депозитах. Не спешат использовать новые формы привлечения инвестиций и руководители предприятий. Для них проще и привычнее работать с банковскими кредитами. Причины разные, но выход из ситуации один: пора корректировать законодательство, делая этот рынок более ликвидным, прозрачным и надежным.

И начинать надо с азов, с элементарного кодекса поведения, считает депутат Валерий Бороденя:

— Рынок ценных бумаг — это всегда игра на грани фола. Надо понимать, что можно, а что нельзя, какую информацию раскрыть, а что оставить для служебного пользования. Не все владеют этим инструментарием, а иные откровенно его нарушают. Встречаются, например, безобразные факты, когда даже не публикуются отчеты о деятельности открытых акционерных обществ. В России, например, юридическому лицу за такое нарушение придется раскошелиться на 20 тысяч долларов. У нас штрафы в десятки раз меньше.

Законодатели предлагают передать часть функций государства по регулированию рынка ценных бумаг сообществу профессионалов, так называемым саморегулируемым организациям. Еще один рецепт оживления рынка акций озвучил первый заместитель министра финансов Владимир Амарин. По его словам, сегодня в 230 обществах доля государства — менее 25 процентов. То есть фактически государство не участвует в принятии решений на этих предприятиях, стало быть, можно безболезненно продать эти доли, получив дополнительный источник инвестиций.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter