Когда танкист Карпеко стал старейшиной, жизнь в Слабодке круто изменилась

За плечами военного пенсионера Александра Карпеко нелегкая армейская служба и в Германии, и в Поволжье, и на Северном Кавказе. Крестьянский сын из деревни Слабодка Бешенковичского района он начинал свою самостоятельную жизнь со студенческой скамьи в ветеринарном институте, но на третьем курсе был призван на срочную службу в танковые войска, оттуда — в Казанское высшее танковое училище. После же окончания Военной академии в Москве преподавал в общевойсковом училище теорию и практику огневой подготовки. А выйдя на пенсию, в 52 года подполковник Карпеко решил вернуться в отчий дом, сильно уж истосковался по родным местам.

— В нашей деревне много долгожителей, — рассказывает Александр Леонович, — моя бабушка прожила 103 года, ее сосед — 101 год, мама — 97 лет. Только вот отец вернулся с фронта без руки и рано ушел из жизни. Летом в Слабодке больше дачников, чем местных. Приезжают из Москвы, Питера. И первое время у многих городских жителей голова болит от чистоты здешнего воздуха.
Дом Карпеко был куплен еще его отцом в 1933 году у местного батюшки. Крепкий, просторный, он стоит недалеко от полуразрушенной старой церкви. Переехав сюда на постоянное место жительства в 1993-м, Александр Леонович первым делом расширил земельный участок до гектара и взялся за строительно-ремонтные работы. В деревне важна любая мужская работа: надо то сарай поставить, то крышу перекрыть, то ограду обновить. Вскоре в селе убедились: нет такого, чего бы Леонович не сумел сделать. И печь сложит, и электропроводку поменяет, а самое главное — умеет на всякое доброе дело толоку собрать. Лидер, да и только. Поэтому, когда встал вопрос, кого в Слабодке избрать старейшиной, все в один голос сказали: Карпеко. И вот уже шесть лет он — бессменный старейшина в Слабодке.
Есть у Александра Карпеко одна характерная черта, без которой и старейшина не старейшина: любит порядок во всем. Это бросается в глаза сразу. Во дворе — ничего лишнего, всякая вещь на своем месте, в доме — чистота и уют, несмотря на то, что мужчина живет один. Стремление Карпеко к порядку постепенно распространилось на всю деревню. И хотя село небольшое — всего 43 дома, в нем нет ни одной “бросовой” хаты. Давно забыли здесь и про кучи бытового мусора.
— Постоянных жителей у нас 26, в трудоспособном возрасте всего шестеро, есть и один ребенок, — рассказывает Александр Леонович. — Я и без лишних расспросов знаю, кому какая помощь нужна.
Прошлым летом старейшина организовал ремонт колодца в центральной части села. Создали свою кассу взаимопомощи, выбрали казначея. На благоустройство деревни каждый житель сдает три тысячи рублей, а приезжие городские — по пять. Деньги идут на централизованный вывоз мусора и другие работы.
— Обсуждение всех вопросов мы проводим в девять утра у автолавки. Обычно там все собираются, — говорит Александр Карпеко. — Часто ко мне обращаются за необходимыми справками из сельсовета.
С председателем Бешенковичского сельского Совета Николаем Головешко старейшина каждый день на связи. Особенно оживляется общественная жизнь с наступлением весны. Во-первых, в каждый дом старейшина приносит письменное напоминание о том, что нельзя поджигать сухую траву на полях, из-за весенних палов сколько домов сгорело!
— Во-вторых, — дополняет Николай Головешко, — у нас заготовлены специальные бланки предписаний об устранении выявленных нарушений. Людям нелишне напомнить, что нельзя не только сжигать мусор и различные отходы, загромождать или засорять улицы, но и уничтожать или повреждать деревья, цветники, газоны.
Не чувствуют себя обделенными одинокие и престарелые люди. В Слабодке есть социальный работник. Да и сам Леонович порой попросит того, кто посильнее, принести соседской старушке воды или дорожку от снега расчистить. О своих “полномочиях” в шутку говорит: для того и щука в реке, чтобы карась не дремал.
— Нужно к людям относиться с душой, — считает он, — и они ответят тебе тем же.
— В нашем районе 40 старейшин, — говорит заместитель председателя Бешенковичского райисполкома Николай Заблоцкий. — Они помогают нам и скот переписать, и вовремя проинформировать население о каких-либо социальных услугах, о закупке излишков сельхозпродукции, в уборочную страду обмолот участков для частников организовать. С их участием выполняются все социальные стандарты, то же уличное освещение, обеспечение транспортом, решаются коммунальные проблемы. Наиболее активных мы стараемся премировать. Таким образом, выстраиваются нормальные отношения между населением и исполнительной властью.
В этом году Александр Карпеко думает, как обустроить зону отдыха на озере. Чтобы всем было приятно — и односельчанам, и их гостям.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter