О безопасности на охоте

Когда свистят шальные пули

Если спросить у любого охотника о существующих проблемах — готовься к длинному монологу. О безопасности любой из них заговорит едва ли не сразу. Точнее, о подстерегающей опасности. О том, как и сам чуть не стал мишенью выстрелившего наобум дилетанта. А кто–то, увы, не расскажет об этом уже никогда. Скорбный список попавших под перекрестный огонь постоянно растет. Причины? Можно пенять на несознательность людей, стреляющих «по неясной цели», можно под страхом материальной и уголовной ответственности заставить их сдавать оружие под сигнализацию, на охоте носить его в чехлах, ставить на сейф очередной замок. Только все эти меры — побочные. Главное — закрепить законодательно: прежде чем человек возьмет оружие в руки, он должен научиться обращаться с ним.

Наши подходы, увы, отличаются от общемировых, написанных кровью. В западных странах именно контрольные стрельбы являются главным экзаменом для любого охотника. Который причем сдается публично: на глазах не только у государственных чиновников, но и своих «коллег по ружью» — тех, с кем предстоит охотиться.

А многие ли понимают, насколько мощным является нарезное стрелковое оружие? Пожалуй, далеко не все, иначе допуском на его покупку не служил бы пятилетний стаж владения оружием гладкоствольным, которое как минимум у трети охотников может храниться в шкафу или сейфе по 10 — 15 лет. Только вот знают ли они хотя бы, как его разобрать и собрать? Вопрос... Еще более строго нужно относиться к обладателям опасных полуавтоматических карабинов.

В «Правилах охоты» есть строки о запрете стрелять в сторону людей, населенных пунктов, сельскохозяйственных животных, транспортных средств из огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия с расстояния менее 500 метров до них. А из огнестрельного охотничьего оружия с нарезным стволом — с расстояния менее 2 километров. Откуда взяты эти цифры, когда пули отдельных калибров сохраняют убойность на 5 — 6 километров? И дело не в том, что нужно увеличивать дистанцию. Этого не делает никто. Просто требовать соблюдения определенных норм стрельбы, которые полностью защитят окружающих от опасности попасть под случайный огонь. Правильная стрелковая подготовка, наличие фундаментальных знаний о внешней и внутренней баллистике позволили в западных странах проводить охоту чуть ли не вблизи жилых домов — и никаких проблем нет.

Особое внимание — инфраструктуре. Стрелковых вышек — мизер. Те, которые есть, зачастую гнилые... Хотя именно их наличие как минимум в два раза снижает риск случайного попадания пули в человека. Ведь стрельба под углом в сторону земли в значительной мере уменьшает вероятность того, что пуля просвистит по угодьям, где может находиться случайный грибник или ягодник.


На ночную охоту — отдельный допуск. Немногие в сумерках (да и при полной луне) могут рассмотреть зверя даже на расстоянии ста метров. Подспорье для трагедии! Мне возражают: есть же прицелы ночного видения! И это — наш самый страшный бич. Ряд стран располагает и более современной техникой. Только они не для охоты! Чисто браконьерское приспособление, которое способствовало уменьшению поголовья животных в наших лесах и превращает охоту в прямое убийство. К тому же прицелы (о качестве которых, по моему мнению, можно писать отдельную статью) требуют виртуозного владения, периодической пристрелки, а не бездумного обращения. Иначе выйдет, как у того охотника, который как–то признался мне, что «благодаря» подобному приспособлению он уже ранил 30 кабанов, только ни одного так и не смог добить...

Решить вопрос стрелковой подготовки могло бы строительство примитивных охотничьих тиров, кои на Западе есть даже в самых небольших охотхозяйствах. Только воз и ныне там. Вообще за рубежом научить обращаться с оружием — одна из задач общества охотников. Стрелять ведь придется не по бумажным мишеням — по дикому зверю. В нашей же стране подобные ячейки выглядят формальностью: их члены зачастую встречаются лишь непосредственно на охоте. Вот и выходят ситуации из разряда «кто во что горазд». «Правая рука» (читай: один охотник) порой не знает, что предпримет «левая»...

Леонид НОВИКОВ, охотник из Могилева.

Советская Белоруссия № 69 (24951). Четверг, 14 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter