Когда срок истек

За 5 месяцев на Брестчине выявлено 6 т просроченных продуктов

За 5 месяцев этого года на Брестчине санстанция предписала запретить продажу 6 тонн продуктов с истекшим сроком реализации

По данным санитарной службы, за это время было выявлено 613 случаев торговли просроченным товаром, а в некоторых районах Брестской области удельный вес подобных нарушений среди всех остальных в торговле достигает 17 %. Такое засилье продуктов «с душком» на прилавках вызвало массу претензий к торговым организациям как у покупателей, так и у контролирующих органов. Не минула чаша сия и торговые объекты Брестского облпотребсоюза. В результате кооператоры приняли ряд постановлений, чтобы систематизировать и оптимизировать работу с продуктами, срок годности которых подходит к концу, а также организовали семинар-совещание по этому вопросу на базе Брестского райпо.

Грани времени

Сначала участники встречи побывали в магазине «У дома», расположенном в Бресте на Партизанском проспекте. Магазин открылся всего год назад, поэтому 152 м2 торговой площади оборудованы по последнему слову техники, начиная с выносного холода и заканчивая компьютерной системой работы с товаром. Сразу скажем, что возможности программного обеспечения значительно облегчают работу по выявлению продуктов с так называемыми граневыми сроками — это когда время хранения того или иного товара на исходе. Здесь выделяют три группы: скоропортящиеся продукты со сроком реализации не более 5 суток, для которых час Х наступает за сутки до окончания этого срока, среднепортящиеся — для них граневый срок наступает за 3 дня до конца срока годности, и, наконец, товары длительного срока хранения, о более активных продажах которых начинают думать за месяц до того, как они могут превратиться в неликвид.

Уценяй и продавай

Здесь главное вовремя обнаружить продукты с граневыми сроками. Для этого их проверяют дважды в день — утром и вечером, а за каждым продавцом закреплена определенная группа товаров, за которую он несет персональную ответственность. Когда такой продукт выявлен, об этом сообщают в райпо, после чего начинается проработка дальнейших вариантов действий. Сначала такие товары пытаются перераспределить в соседние магазины, если же и там их в избытке, то работают с поставщиками на предмет возврата. Правда, последние идут навстречу неохотно. Поэтому остается уценить рисковые продукты. При этом раньше процедура уценки занимала много времени и сил. А представьте, если той же колбасе «жить» остается считаные часы — пока комиссия решает уценить или не уценить, она превращается в просроченную. Теперь же эта процедура стала куда более оперативной: достаточно позвонить в райпо и получить разрешение на уценку по телефону. А уже на следующий день специалист приедет в магазин, чтобы проконтролировать правомерность снижения цены.

Штраф с шестью нулями

При этом на скоропортящийся товар — молоко, хлеб, колбасу, творог — торговая надбавка зачастую снимается полностью, чтобы максимально активизировать его продажу. На продукты с длительным сроком хранения торговая надбавка снижается постепенно, в зависимости от спроса. Чтобы покупатели сразу обращали внимание на уцененный товар, он располагается в отдельном месте, а яркие желтые ценники в виде звездочек, где указаны цены до и после снижения, гласят: «Купи сегодня». Если же такие продукты должны храниться в холодильнике, то их располагают на приоритетных полках — на уровне глаз и также выделяют яркими ценниками. Кстати, на всех ценниках в магазине обозначена конечная дата реализации того или иного продукта. Ну а если срок реализации товара все же истек и его не забирает поставщик или производитель, то этот продукт утилизируют. Зато если просроченный товар найдут на прилавке, то виновным грозит минимум миллионный штраф. При этом по всем вышеперечисленным процедурам в магазине ведут документы: журнал мониторинга сроков годности, ведомость переоценки товаров с граневыми сроками, а также опись списания товаров с истекшими сроками реализации.

Пряник для ответственных

Однако с просрочкой борются не только кнутом, но и пряником: нет фактов продажи просроченных продуктов — получи премию. А не допустить такие факты можно в том числе и с помощью ответственного отношения к составлению заявок: все ли из заказанного сможет продать магазин в нужные сроки? К тому же если поступает продукт, срок реализации которого истек на 2/3, то магазин вправе не принять его, если поставщик не даст гарантий, что возьмет его обратно в случае непродажи. Также прекрасным помощником в вопросе отслеживания сроков годности служит АВС-анализ, который можно проводить с помощью имеющегося в магазине программного обеспечения. Этот метод ранжирует по разным параметрам ассортимент, поставщиков, складские запасы, покупателей, периоды продаж и может группировать объекты исследования по степени влияния на конечный результат работы. Правда, это довольно трудоемкая работа и сильно отвлекает администрацию магазина от основной деятельности, поэтому заниматься ею должен специалист-маркетолог.

«Родны кут» выдерживает сроки

И все же в борьбе с просрочкой немалую роль играет человеческий фактор. Если администрация и продавцы магазина ответственно следят за сроками реализации товаров и оперативно регулируют ситуацию, то шансы найти продукты «с душком» на прилавке стремятся к нулю. Когда же работники торговли работают спустя рукава и надеются на авось, то здесь бессильны любые научные методы, рекомендации, разработки, алгоритмы действий и постановления. Но таких в магазине «У дома» нет, как и в двух других торговых точках Брестского райпо, где побывали участники семинара. Это магазин «Родны кут» на улице Вычулки областного центра и сельмаг в деревне Ямно. Эти магазины отличаются тем, что в них нет компьютерной системы, а в Ямно вообще работает всего один продавец. Но алгоритм действий в работе с просрочкой у них такой же.

Первый пошел…

Также отметим, что для минимизации количества товаров с граневыми, а тем более с просроченными сроками реализации активно применяется принцип «первым пришел — первым ушел». Другими словами, здесь в первую очередь стараются продать то, что получили раньше, а при выкладке не заставлять старый товар более свежим. Кроме того, товары с граневыми сроками регулярно проверяют службы облпотребсоюза. Справедливости ради заметим, что в магазинах райпо бороться с просрочкой сложнее, чем в других торговых сетях, ведь большинство торговых точек расположено в сельской местности, где количество покупателей и их доходы весьма ограничены, а ассортиментный перечень нужно соблюдать в обязательном порядке. Например, той же колбасы на прилавке надо иметь несколько сортов, а берут ее в деревнях не очень-то охотно — разве что по праздникам.

Боремся по системе

Но радует то, что в борьбе с просроченными товарами наконец-то появилась система, разработан алгоритм действий, который теперь активно внедряется среди торгового персонала. Председатель правления Брестского облпотребсоюза Олег Нестерук отметил, что, учитывая пресловутый человеческий фактор, не даст 100-процентной гарантии, что в двух тысячах магазинах организации вообще не будет случаев просрочки. Да такой гарантии не даст любая торговая сеть, считает глава кооператоров Брестчины. Но он уверен, что систематическая работа, которую облпотребсоюз начал активно вести в этом направлении, даст заметные результаты. Подводя итоги семинара, начальник управления торговли и услуг Брестского облисполкома Валентина Хандошко обозначила непримиримую позицию власти к фактам продажи просроченных товаров. По ее словам, это бросает тень на всю торговлю и перечеркивает все то хорошее и новое, что сделано в отрасли. И есть разные методы борьбы с этим злом. Например, на Могилевщине покупатель, который найдет товар с истекшим сроком годности, получает такой же продукт бесплатно. Но Валентина Хандошко считает, что более перспективно использовать советский опыт, когда передовым торговым предприятиям, в том числе и по недопущению просроченных товаров на прилавки, присваивали почетные звания образцово-показательных. Но так или иначе, резюмировала начальник управления торговли и услуг, в сознании каждого торгового работника должно быть красными буквами прописано железное правило любого магазина: «Мы не продаем просроченных товаров».

---------------------------------------

Только цифры

За 5 месяцев этого года магазины Брестского райпо уценили товаров на Br 120 млн., из них с граневыми сроками— на Br 18 млн. За это время разница от уценки — Br 6 млн., а за май — Br 3,5 млн.

Из магазина в магазин за 5 месяцев перебросили товаров с граневыми сроками на Br 53 млн., за май — на Br 16 млн.

---------------------------------------

На снимке: во время семинара-совещания на Брестчине.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter