Когда сказать себе “стоп”?

В борьбе с пьянством в нашей стране, к сожалению, по-прежнему побеждает пьянство. И в горе и в радости, по поводу и без причины появляется рюмка спиртного. Почему-то считается, что алкоголь делает нашу жизнь если не легче, то несколько проще.В Беларуси алкоголизмом страдают около 3 процентов населения и еще 15—20 процентов употребляют спиртное с явным для себя вредом.Но нужно ли бороться с пьянством? Алкоголизм — это дело личное или общественное? Пить или не пить? И, наконец, выпивать — это хорошо или плохо? Эти вопросы обозреватель “НГ” выясняла у заведующего кафедрой психиатрии Белорусской академии последипломного медицинского образования доктора медицинских наук, профессора Романа ЕВСЕГНЕЕВА.

Что такое хорошо
— Роман Александрович, как вам кажется, выпивать — это хорошо?
— С таким же успехом можно спросить, а кушать — это хорошо или плохо? Хорошо ли бегать, плавать, любить? Работать, наконец? Многие ведь получают массу удовольствия не только употребляя спиртное, но и работая. Алкоголь нельзя рассматривать как нечто демонизированное — зло или яд, он часть культуры и жизни нашего общества, может быть и благом, и страшным злом, способным погубить человека.
— У нас действительно многие пьют, тем не менее не все становятся пьяницами и алкоголиками. Когда сказать себе: “стоп”?
— В Беларуси 99,7 процента взрослого населения хотя бы иногда пьют спиртные напитки. Среди них более 70 процентов — это люди потребляющие, но никакого вреда от этого не испытывающие. Еще 20—25 процентов — это те, у кого уже наступили вредные последствия. Пьющий человек чаще болеет простудами, получает травмы, у него поднимается артериальное давление, связанное с пьянством, его беспокоят психические расстройства — нарушается сон, бывают колебания настроения. Но зависимость от спиртного еще не наступила. Этих людей и следует информировать, чем грозит сильное увлечение алкоголем. Природа так устроила человека, что у него есть еще пару лет, чтобы изменить свою жизнь, другими словами, есть еще дорога назад. Алкоголизм развивается не за один день.
Зависимость развивается примерно у 6 процентов регулярно пьющих людей. Им постоянно хочется выпить, при этом они не замечают, сколько уже приняли спиртного, всегда “проскакивают” безопасную дозу. Это наиболее заметно в компании, где встретишь несколько человек, которые сразу же напиваются. Далее — у сильно пьющих людей повышается переносимость алкоголя хотя бы наполовину от первоначальной дозы. Они употребляют спиртное, несмотря на очевидные негативные последствия: пробелы в памяти на высоте опьянения, оказываются в состоянии опьянения тогда, когда от них требуется принятие решений и проявление ответственности. Если на протяжении года у пьющего наблюдаются хотя бы три из вышеназванных симптомов, значит, пора обратиться к врачу.
Безопасно, но не для всех
— Какая доза  считается безопасной?
— Во многих странах установлены пределы безопасного потребления алкоголя, они таковы: для мужчин — 20 доз, для женщин — 12 доз в неделю (из расчета 1 доза — 10 мл стопроцентного алкоголя, то есть 1 небольшой бокал пива, 150 мл вина, 25 г водки или коньяка). Но эти пределы —  только для благополучных людей. А два дня в неделю должны быть абсолютно трезвыми. Указанные дозы должны распределяться равномерно в течение недели, и за их пределы нельзя выходить. В то же время, если человек выпил всего лишь раз и потерял над собой контроль, а потом это повторилось, значит, нужно подумать: что же со мной не так? Может, мне вообще не пить? Риск оказаться в плену зависимости всегда выше у тех, кто имеет кровных родственников 1-й степени родства (отец, мать, родной брат или сестра), страдающих зависимостью; у лиц с серьезными хроническими заболеваниями (хронический гепатит, сахарный диабет и другие нарушения обмена и т.д.); у тех, кто находится в периоде резких жизненных изменений (развод, переезд, потеря работы или, напротив, резкий профессиональный взлет и т.д.).
— Кто они — алкоголики?
— Большинство почему-то считает, что пьющие — это люди с низкой квалификацией, бомжи, деклассированные элементы. Но это не так. Заболеть алкоголизмом может любой человек. Просто пьянство бомжа всегда заметнее, потому что он не считает нужным это скрывать. А пьянства, к примеру, высокопоставленного чиновника не видно. Богатые тоже страдают зависимостью. По сути, спиться можно в любой компании. Образование, деньги, уважение не страхуют от этого. Наша культура, традиции пронизаны алкоголем, а общество слишком терпимо к людям пьющим.  Поэтому и идея личной ответственности человека за свои поступки у нас не сильно прижилась.
— Думается, многие об этих нормах забывают еще и потому, что публикуется немало рекламы, обещающей вернуть алкоголиков к нормальной жизни, при этом нередко дается стопроцентная гарантия излечения от алкоголизма. И в то же время в редакцию приходят десятки писем, в которых рассказывается о том, что ни психотерапевты, ни кодирование, ни капельницы, ни народные средства не сумели помочь тем, кто решил “завязать” с пьянством и алкоголизмом.
— В Беларуси для лечения алкоголизма используется много методов, эффективность которых вообще не была никем доказана. Например, электростимуляция мозга, иглоукалывание, “Пропротен-100”, гомеопатические средства. Все это никто не проверял! Значительная часть “лечения” основана на внушении пациенту страха или отвращения к спиртному, чтобы пьющий так испугался последствий дальнейшего употребления, что прекратил бы это дело раз и навсегда.
Эффективность кодирования методами доказательной медицины тоже не установлена. Никто еще не описал ни одного случая, что вылечил алкоголика. Когда дают гарантию стопроцентного излечения от алкоголизма, стоит узнать, каким образом эти цифры получены. Ведь человека закодировали, и он ушел. А что с ним происходит дальше?..
Лечение биополями и всякой ерундой — вообще полная чушь! Все эти “методы” опасны. Ведь пьющий человек видит и слышит недоброкачественную рекламу, верит ей. Он думает: когда меня прижмет, мне помогут! Подправят с помощью электротока мозги, и я прекращу пить. На огромный вал этой недоброкачественной рекламы будет лишь пара серьезных статей, где утверждается, что рекламируемые методы — это неправда. Однако пьющий их, увы, не прочтет. А правда в том, что эффективного лечения алкогольной зависимости не существует вообще. Чтобы помочь алкоголику,  нужны немалые затраты. Если с сильно пьющими людьми работают психотерапевты, серьезно и комплексно лечат пациентов, а после этого 20—25 процентов из них не берут ни грамма спиртного в течение года — это очень хороший результат. Скажите, будет ли кто-либо играть в рулетку, если вероятность выигрыша 1 процент? А в случае с лечением алкоголиков именно так и бывает.
Лечиться или навсегда отказаться от спиртного?
— Как вы относитесь к рекламе пива по ТВ?
— Отрицательно! Недопустимо, чтобы реклама алкогольных напитков, того же пива, например, появлялась на ТВ! Ни в одной цивилизованной стране телевидение не рекламирует алкогольные напитки в самое рейтинговое время. Конечно, алкоголь приносит доход и государству, и производителю. Но государство всегда теряет намного больше из-за пьянства населения.
Присоединяйтесь, не худшая компания!
— Почему, на ваш взгляд, так много пьющих среди представителей творческих профессий, в которых, казалось бы, масса возможностей для самовыражения?
— То, о чем вы говорите, не более чем общее впечатление, которое разделяет множество людей. Никто точно не знает, сколько среди скульпторов-монументалистов или композиторов пьющих. Эти люди всегда на виду, поэтому к ним такое  пристальное внимание. В то же время любые отклонения  в поведении соседа-инженера или бухгалтера прощаются. Но если под хмельком писатель, артист или художник, уже завтра это будет обсуждать общественность. В каждой профессии есть этические нормы, а в творческой — они наиболее либеральны. Понятно, почему: если тот же художник будет очень зажат и постоянно оглядываться на общественное мнение, он ничего не добьется. Чтобы выражать себя, нужно не бояться осуждения.
Перечитайте Хемингуэя и Ремарка! Листая их произведения, вы обязательно обратите внимание на то, что главные герои романов постоянно пьют. Но если пересчитать “3 двойных коньяка”, о которых пишут авторы, то получится 150 г спиртного (1 коньяк — это 25 мл). Доза, которую обычный советский мужчина просто так выпивал для аппетита за обедом. Однако героев  этих романов считали полными пьяницами! У нас же, к сожалению, многие почему-то воспринимают эту дозу как норму.
На мой взгляд, люди, которые привлекают к себе внимание, — важный резерв, они в значительной степени формируют общественное мнение, являются ролевой моделью для молодежи. На Западе это давным-давно используется. Если хотим, чтобы молодежь не курила, нужно, например, чтобы два известных теннисиста, три топ-модели, несколько молодых политиков и рок-певцов заявили, что они уже не курят. И призвали присоединиться к ним остальных. Сотни тысяч подростков и молодых людей обязательно последуют их примеру. А санитарно-просветительская работа больше рассчитана на рациональных людей старшего возраста. Как и в любой стране, в Беларуси есть очень уважаемые люди, пример которых можно использовать для того, чтобы в республике снизилось потребление психоактивных веществ, к которым относится и алкоголь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter