Когда сгорают за компьютером

Работа на износ может привести к трагическим последствиям

…Работе на солидную иностранную фирму, имеющую свое представительство в Минске, Оксана отдает всю себя без остатка. Коллеги после окончания рабочего дня спешат кто домой, кто расслабиться и развлечься, а она подолгу засиживается за компьютером. Приходит домой — и здесь часами решает производственные головоломки, посвящает им, как правило, и выходные дни. При этом девушку не интересуют ни подруги, ни парни — на уме одна работа.

— Наша дочка замужем за компьютером, — безрадостно констатируют родители Оксаны, отвечая на расспросы родных и знакомых о перспективах дочери, которой уже за тридцать лет, создать семью. Похоже, они уже смирились с тем, что компьютер окончательно и бесповоротно вытеснил из числа приоритетов ценности, в том числе связанные с желанием выйти замуж, родить детей.

Но это программы и мечты для обычных девушек. А Оксана — необычная. И сполна реализует себя в современной и востребованной профессии программиста. Занимаясь написанием программ для компьютеров, зарабатывает при этом более чем прилично — намного больше, чем сообща родители. И это стало еще одним из стимулов всю без остатка посвящать себя работе. Родители уже и не рады большим заработкам дочери. Они не денег, а внуков хотят. Но дочь с головой погрузилась в компьютерные грезы, медленно, но верно сгорает на работе.

Явление, о котором я пишу, не такое безобидное, как может показаться. Тенденция работать на износ зачастую приводит к непредвиденным, а то и трагическим последствиям. Вот показательные примеры, которые в последнее время фигурировали в Интернете. У 27-летней Парамиты Прадны была интересная работа в рекламном агентстве «Young & Rubicam» и твиттер на имя Мита Дюран. Как-то она заверила в твите: «30 часов на работе, и силы еще есть». Тем не менее через час умерла.

21-летний стажер лондонского отделения «Bank of America Merrill Lynch» Мориц Эрхардт скончался после 72 часов непрерывной работы. До окончания семинедельной стажировки, на которую он возлагал такие большие надежды, оставалось всего семь дней. Парень работал сутками: приходил домой из офиса в 6 утра и уже через пару часов снова возвращался трудиться. Эти подвиги молодых трудоголиков, естественно, впечатлили офисный мир, но через считаные дни, конечно же, были забыты.

Взаимоотношения людей и контор в последние годы во многом изменились. Все чаще офисные руководители, которые заинтересованы в том, чтобы подчиненные трудились по своей воле, а не по их принуждению, берут на вооружение наставления одного из авторитетов управленческой науки, архитектора современных корпораций Питера Друкера. Он так прагматично рекомендовал новую систему мотивации: «Интеллектуальными работниками следует управлять таким образом, как если бы они были членами добровольных организаций».

Вот и обещают наниматели новым подчиненным статус и благополучие в будущем за образцы трудового самопожертвования, которые необходимо продемонстрировать безотлагательно. Претенденты на эту роль находятся: на стажерскую вакансию в престижной компании нередко претендуют десятки, а то и сотни соискателей. Счастливчики, которым отдается предпочтение, готовы жертвовать и своим свободным временем, и собственным здоровьем ради иллюзорной возможности отвоевать местечко для себя, любимого. Им предлагают другую систему ценностей: работать не просто за большие деньги, а за бонусы креативности и самореализации, что побуждает проявлять трудовое рвение. И клюют новички на такую наживку. Как, в нашем случае, клюнула на нее Оксана. Работодатели, предполагаю, умиляются и ликуют: разбудив амбиции, дремлющие в душе девушки, в итоге хитроумно лишили ее всякой личной жизни, за счет продвинутых технологий «невзначай» обрекли жить одной работой, быть компьютерной крепостной.

Если Оксана будет более-менее реализовывать свои связанные с работой запросы и планы, то развязка этой истории может затянуться. Для чего необходимо, как минимум, не сгореть преждевременно за компьютером. Выше я привел зарубежные примеры в подтверждение возможности такой перспективы. Но это не значит, что трудовые перегрузки по собственной инициативе и излишнее рвение на работе не оборачивается самыми серьезными издержками для наших соотечественников. Очень важно помочь им найти оптимальный вариант реализации, в общем-то, благих устремлений. Только вот вопрос: как образумить ту же Оксану, поумерить ее трудовой энтузиазм? В этом случае, думается, не правовые меры требуются, а нечто иное…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter