Страшная авария произошла на минувшей неделе в Минске: утром автомобиль такси врезался в рейсовый автобус. 19-летняя девушка скончалась на месте, еще один парень умер в больнице. Третий пассажир и сам таксист находятся в больнице в тяжелом состоянии. Позже следователи установят: водитель был пьян и перевозил знакомых. Этот трагический случай поднял на поверхность важный вопрос – что должны знать о своей безопасности те, кто пользуется услугами перевозчиков. Под видом обычных пассажиров мы прокатились в такси и составили свою памятку.
Пристегните ремни безопасности
Серебристый «Ситроен» стоит у подъезда через семь минут после звонка в диспетчерскую. Здороваюсь, сажусь на переднее пассажирское сиденье и нарочно не пристегиваюсь – сделает мне замечание водитель или нет? Тот выдерживает минутную паузу, пока мы разворачиваемся во дворе, и вежливо напоминает:
– Девушка, ремень безопасности – справа от вас.
До конечной точки маршрута – километров пять по проспекту Победителей. Заводим разговор о погоде – еще вчера вечером было жарко, а утром зябкий туман и дождь. Александр (это имя написано на бейджике «Вас обслуживает...») таким переменам рад:
– Работать на жаре тяжело. Погода, как сегодня, для меня самая комфортная.
– А ночью было холодно?
– Понятия не имею. Ночью я сплю, как и все нормальные люди.
– И что – никогда не работаете после полуночи?
– Конечно, нет. Хватает нагрузки днем. Выполняю заказы на личном автомобиле, поэтому сам себе хозяин. Хочу – везу, хочу – отдыхаю.
– Сколько часов таксист может непрерывно находиться за рулем?
– Не больше 12. С этим у нас строго – все проверяется по включенному таксометру. Да и что я – враг своему здоровью? – водитель притормаживает на красный сигнал светофора. У меня есть 60 секунд, чтобы озвучить вопрос, который, по всей видимости, пассажиры ему еще не задавали:
– А как я могу узнать, что вы не работали сутки напролет?
Александр делает круглые глаза, но тут же открывает крышку подлокотника, достает какие-то справки и терпеливо проводит ликбез:
– Вот, смотрите, в углу две печати, указаны дата и время. Перед выездом всегда проверяют механик и врач. Без этих отметок на дороге таксисту делать нечего. Любой проверяющий остановит – транспортник или гаишник – и первым делом посмотрит эти документы.
– Клиент может попросить показать печати, если сомневается, что таксист себя хорошо чувствует?
– С таким я еще не сталкивался. Но почему нет? Пусть просит, если беспокоится. Я же вам показал. А почему вы так много вопросов задаете?
Если что-то не нравится, лучше пройтись пешком
Проверить теорию Александра на практике решаюсь в автомобиле Uber. Тем более ситуация позволяет: водитель Николай не прочь обсудить жуткую аварию:
– Как раз с утра слышал новость – по радио говорят, таксист был пьян. Не хочу ругаться матом, но другие слова подобрать не могу: ладно, свою жизнь тебе не жалко, но зачем гробить других?
– Откуда пассажиру знать – выпивший человек за рулем или нет, если он его в первый раз видит? Вот вас, например, кто-нибудь проверяет на наличие алкоголя в крови?
Такой вопрос мог бы раздосадовать моего собеседника, но Николай не из обидчивых и раскладывает все по полочкам:
– Сегодня, прежде чем принять ваш заказ, поехал на подстанцию скорой помощи. Там со мной заключен договор, и медики проверяют самочувствие. Дышу в трубочку, измеряю давление – только потом выхожу на маршрут. И так каждый раз. Нас ГАИ останавливает достаточно часто – все номера водителей Uber у них в базе. Находиться за рулем без проверки врача или более 12 часов кряду – себе дороже. Останусь без работы.
– Кто засекает время?
– Программа, которую запускаем на старте. Вот сейчас мы остановимся, и если другого вызова не будет, покажу, сколько нахожусь на линии.
– Хорошо, но допустим, для кого-то такси – это всего лишь подработка после восьмичасовой смены на основной работе. Получается, сутки не спишь.
– Это вы никак не проверите: спал водитель до выхода на маршрут или нет. Только по собственным наблюдениям. Если видите стаканчик крепкого кофе на панели авто, а водитель часто жмурится, моргает глазами или делает вот так (Николай начинает подергивать плечами и потягиваться, будто заставляет себя взбодриться), возможно, он действительно хочет спать.
– И что делать дальше?
– Попросить остановиться, расплатиться и выйти. Запомните простую вещь: если вам что-то не нравится, закрались сомнения – пьян водитель или просто не отдохнувший, лучше пройтись пешком. Целее будете. Раньше я всегда руководствовался этим правилом, когда сам пользовался услугами такси.
СКАЗАНО
Инспектор отдела по агитации и пропаганде ГАИ ГУВД Мингорисполкома Руслан Тагиров:
– С начала года в Минске с участием водителей такси произошло восемь дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали люди: три человека погибли, десять получили травмы. Виновность таксистов установлена в трех случаях (по некоторым ДТП еще не окончено предварительное расследование и нет приговоров суда, вступивших в законную силу). Относительно безопасности пассажиров можно дать несколько главных рекомендаций.
1. Всегда пристегивайтесь ремнями безопасности, в том числе находясь на заднем сиденье салона автомобиля.
2. Если планируете поездку с детьми, сообщите об этом диспетчеру службы такси и закажите машину, оборудованную детским креслом или бустером.
3. Пользуйтесь услугами официальных перевозчиков: в случае ДТП пассажиры будут застрахованы.
4. Когда сомневаетесь в хорошем самочувствии таксиста, лучше не рисковать и прервать поездку. Тем более если видите, что водитель находится в состоянии алкогольного опьянения. В такой ситуации не будет лишним обезопасить не только себя, но и других участников дорожного движения, позвонив по номеру 102.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
Управление Следственного комитета по городу Минску продолжает расследование уголовного дела по факту смертельного ДТП, в котором погибли двое молодых людей, сообщила «Знаменке» официальный представитель СК Юлия Гончарова:
– Установлено, что в крови водителя такси содержалось 1,54 промилле алкоголя. С двух часов ночи он перестал принимать заказы и отдыхал со знакомыми, которые и были пассажирами в момент ДТП. Кроме того, в распоряжении следствия имеется видеозапись непосредственно момента столкновения: оно произошло без торможения. Сейчас водитель и выживший пассажир остаются в реанимации.
Что должны знать о своей безопасности пассажиры такси?
Когда счетчик не главное
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.