Когда счет идет на дни…

На Витебщине более 31 тысячи людей, излеченных от рака

Онкологическое заболевание еще не приговор. Главное — не пропустить «точку возврата»

Почему молчит «реклама»?

…Она и сегодня стоит у меня перед глазами – стройная молодая женщина с красивыми карими глазами. Белокурые волнистые волосы до плеч, яркий ситцевый сарафанчик – других нарядов тогда в деревне особо не знали. Она приходила в магазин с двумя симпатичными сыновьями-погодками. Малыши лет трех-четырех, веселые, неугомонные, вызывали всеобщее умиление сельчан, их мама – скрытую жалость. Рано выйдя замуж за соседского парня, неизменно щеголявшего в грязной тельняшке с запахом перегара по утрам, Нина и сама стыдилась своей семейной жизни. Часто была бита, но терпеливо молчала, считая жестокость мужа обычным атрибутом супружества.

Помню, как встретились в районной поликлинике и вместе возвращались домой. Нина была немного встревожена: есть проблемы со здоровьем, врачи еще полгода назад предложили пройти курс лечения в стационаре, но как оставить детей? Чуть позже женщину забрала «скорая». А уже через несколько недель деревеньку всколыхнула новость: у Нинки-то рак! Об этом страшном заболевании тогда, лет двадцать назад, как, пожалуй, и теперь, не было принято говорить вслух…

Молодая мама приехала домой спустя несколько месяцев. Похудевшая и как будто просвечивающаяся насквозь, с глубоко запавшими вглубь и еще более потемневшими глазами, в плотно завязанной косынке на месте бывшей копны волос. Она так же приходила в магазин с сыновьями, но уже не могла взять их на руки, медленно и грустно возвращалась с покупками обратно. Через некоторое время Нину похоронили, ее «матрос»-забияка вновь женился, мальчишек забрали дальние родственники. А я до сих пор думаю: не будь тогда моя ровесница столь терпеливой и жертвенной, быть может, все сложилось бы по-другому?

— Бесспорно, — говорит главный врач Витебского областного онкологического диспансера Анжелика Томчина. – В лечении онкологии каждый день промедления чреват смертельными последствиями. Пропустишь «точку возврата» — дороги обратно уже не будет. К сожалению, мы очень часто встречаемся с равнодушием людей, вернее, с их трусливым нежеланием знать правду. Но «страусиная» позиция никак не поможет. От рака не спрячешься, так же как и от себя самого. И стыдиться здесь нечего. Во всем мире об онкологии говорят вслух, а у нас получается так: как только человек умер от рака, об этом знают все. Вылечился – молчат. Сегодня в области более 31 тысячи излеченных людей! Вот она – живая реклама, призывающая внимательно относиться к своему здоровью, своевременно проходить нужные обследования, доверять медикам, а не знахарям.

Нельзя не согласиться с руководителем медцентра — сложно понять сложившийся стереотип в психологии людей. Здесь же, в стенах онкологической поликлиники, посетители предпочитают друг друга «не узнавать». А ведь, по утверждению медиков, каждый сороковой житель области, да и страны, мира, болен раком. За рубежом создаются ассоциации тех, кто столкнулся с этой бедой, помогают и поддерживают друг друга. У нас же пятая часть заболевших обращается к врачу несвоевременно, каждый шестой – уже в запущенной стадии, около 10 процентов пациентов, у которых подозревается онкология, отказываются от дальнейших обследований. Так о чем молчим, чего боимся мы?

Травкой… против рака

Честно говоря, после беседы с начмедом онкологического диспансера Евгенией Карчмит, я пришла к выводу, что нужно всячески пресекать действия всех знахарей, травников и экстрасенсов, предлагающих исцеление от рака. Бедой обожженное сознание больных людей и их родственников очень восприимчиво на всевозможные обещания. В итоге человек, перестающий мыслить здраво и рационально, готов пойти на все, чтобы только исцелиться. Евгения Витальевна назвала десятки случаев, когда молодые и полные сил бороться с болезнью люди уходили из жизни, доверившись сомнительным лекарям.

Недавно в диспансере пытались спасти тридцатилетнего парня, у которого полгода назад была диагностирована опухоль миндалины в начальной стадии. Врачи почти стопроцентно были уверены – пациент сможет полностью исцелиться, ведь этот орган очень чувствителен к химиолучевому воздействию. Но молодой человек, посоветовавшись с родственниками, объявил о том, что будет лечиться сам, по методу известного «интернетовского» народного доктора. Через полгода он появился снова – с многочисленными метастазами. Спасти парня уже не удалось.

Особенно обидно, когда на удочку выкачивания денег попадаются вполне просвещенные в медицинском плане люди. Страх перед реальностью и жажда жизни оказываются даже сильнее разума. Так погибла медсестра, решившаяся лечить лимфому у какого-то колдуна в Прибалтике. В итоге маленькая дочка, ради которой женщина и пыталась спастись сомнительным образом, осталась сиротой.

В то же время медики с радостью и гордостью называют десятки случаев, когда, казалось бы, безнадежные больные, искренне жаждущие выздоровления и помогая тем самым врачам бороться за их жизнь, исцелились и живут уже много лет. Специалисты советуют: не стоит обращать внимания на общую статистику выживаемости после перенесенного рака. Да, свыше пяти лет живут более 52 процентов бывших пациентов. После пятилетнего срока их уже не отслеживают. Но ясно одно: чем раньше человек обратился к медикам, тем больше шансов дожить до старости. У каждого доктора в онкологическом диспансере есть свои, за много лет уже ставшие близкими люди, родившие после болезни детей, дождавшиеся внуков. Добрыми семейными консультантами сотни придвинцев считают «аксакалов» медицинского учреждения с сорокалетним стажем работы – врача-гинеколога Любовь Михайлову, врача-радиолога Нину Давыдову, онколога Вацлава Садальского и других.

Помоги себя спасти

Онкологическая школа Витебщины считается одной из лучших в стране. Около 600 коек стационара в общей сложности, десять отделений узкой специализации в самом диспансере, действующие здесь же кафедра медуниверситета и факультет переподготовки врачей-онкологов, работающий на всю страну. Ежегодно через стационар проходит около 12 тысяч человек, поликлиника регистрирует до 140 тысяч посещений. Растет экспорт услуг, только в прошлом году за помощью к витебским онкологам обратилось около 200 жителей иностранных государств.

Да, заболеваемость растет, она молодеет. Сегодня на учете в диспансере – более 29 тысяч человек, десять лет назад их было всего 20 тысяч. Это вовсе не значит, что больных стало больше. Такие показатели прежде всего свидетельствуют о совершенствовании диагностики рака. За всеми районами области закреплены врачи-кураторы из онкодиспансера, проводится тщательное служебное разбирательство по каждому случаю смертности, специальная экспертная комиссия детально анализирует все факты истории болезни. Более углубленной стала диспансеризация пациентов в поликлиниках по месту жительства.

На вооружении витебских медиков – новейшее оборудование, позволяющее выявить недуг уже на начальной стадии развития.

В настоящее время, как отмечает начальник управления здравоохранения Витебского облисполкома Юрий Деркач, в рамках республиканской и областной программ совершенствования онкологической помощи населению на территории Придвинья реализуются беспрецедентные мероприятия. Нынешний год станет эпохальным для областного диспансера, где уже летом будут завершены реконструкция хирургического корпуса и возведение пристройки. На ремонтно-строительные работы и оборудование из областного бюджета выделено около 19 миллиардов рублей. Здесь откроются торакальное, урологическое отделения и отделение опухолей головы и шеи с комфортными условиями пребывания для пациентов, а также просторные операционные блоки. Масштабному переоснащению подвергнутся и другие службы диспансера. Уже закуплены современные аппараты УЗИ экспертного класса, КАТЭ, МРТ, скоро появится новый линейный ускоритель. Кстати, линейным ускорителем, позволяющим проводить облучение строго в зоне локализации поврежденных клеток, не затрагивая здоровые ткани, здесь начали пользоваться еще лет десять назад. Именно витебчане были первооткрывателями данной методики лечения, а уж потом их опыт переняли коллеги из других регионов Беларуси. Техническая модернизация ожидает и онкологическую службу межрайонного центра в Полоцке.

Новая техника придется очень кстати придвинским врачам, которые владеют практически всеми мировыми технологиями лечения онкологических заболеваний, постоянно осваивают работу на самых совершенных радиотерапевтических комплексах, проводят все виды хирургических вмешательств. Одним словом, медики во всеоружии встречают человеческую беду и готовы сделать даже невозможное. Если, конечно, сам человек поможет себя спасти…

На снимкe: в отделе планирования лучевой терапии индивидуальную программу «боевых действий» за жизнь каждого пациента разрабатывают радиационный онколог Наталья Шевцова и инженер-физик Наталья Ерушевич.

Фото: Елена БЕГУНОВА

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter