Белорусские пациенты могут получить уникальную помощь благодаря проекту Союзного государства

Когда радиация — друг, а не враг

Медики продолжают искать способы лечения рака, и эта болезнь, недавно казавшаяся безнадежной, нередко отступает. Передовой метод лечения онкологических заболеваний протонной терапией освоен в центре медицинской радиологии и онкологии Федерального медико-биологического агентства России. Функционирует он в городе Димитровград Ульяновской области. Нашим корреспондентам удалось посетить его при содействии Постоянного комитета Союзного государства и Международной медиагруппы «Россия сегодня».

Юрий Удалов.

Медицина XXII века

В Федеральном научно-клиническом центре медицинской радиологии и онкологии (ФНКЦМРиО) используются все известные в мире методы ядерной медицины, а также их сочетания. Здесь оказывается 12 видов высокотехнологичной помощи.

— Сопровождение пациента происходит с момента постановки диагноза до получения лечения и первоначальной реабилитации, — отмечает генеральный директор центра Юрий Удалов. — Здесь проводятся анализы, диагностика, УЗИ, компьютерная, магнитно-резонансная, позитронная эмиссионная томография. Затем пациент отправляется на тот или на иной вид лечения, после которого проходит реабилитацию. Уже более 5000 человек получили высокотехнологичную медицинскую помощь.

Среди пациентов центра есть и белорусы. Это стало возможно благодаря программе (работает с 2022 года) Союзного государства «Лечение граждан Беларуси и России с использованием протонной терапии».

— Несколько дней назад мы получили подтверждение, что проект будет продолжен и в 2024‑м, — сообщает Юрий Удалов. 
— Он финансируется Союзным государством и имеет очень большую социальную значимость. Каждый год количество пациентов увеличивается. Начинали мы с 52 человек из России и Беларуси, в нынешнем году прошли лечение 64, в следующем планируется принять 76. Руководители государств поставили нам задачу выйти на цифру 100. Наблюдаем очень хорошую результативность благодаря отбору пациентов, своевременному их направлению.
Из Беларуси на лечение привозят в первую очередь детей, совсем маленьких — вместе с родителями. Есть и взрослые пациенты, с одним из которых мы познакомились.

Преодолеть болезнь

Опухоль в головном мозге 34‑летнего Дениса Курило из Лиды выявили еще в 2016‑м. Одна за другой прошли две операции, после них мужчина несколько лет прожил спокойно. Однако в этом году случился рецидив. В Беларуси провели хирургическое лечение, а затем консилиум принял решение направить его на терапию в Федеральный научно-клинический центр.

Денис Курило.

— Лететь было, конечно, страшновато, — признается Денис. — Но очень хочется преодолеть болезнь. Если есть возможность попробовать новый и прогрессивный метод лечения, почему нет? Тем более мне все подробно рассказали, встретили прямо в аэропорту и доставили в больницу. Полностью обследовали, назначили 27 процедур протонной терапии. Ощущения? Никакого дискомфорта! Вы же ничего не чувствуете, когда делаете флюорографию?

В центре Денис находится с 23 октября. Процедуры получает каждый день по одной, кроме выходных. Говорит, пребывание здесь комфортное, благодаря мессенджерам он постоянно на связи с родными и врачами из Беларуси.

Подробнее о терапии рассказал Сергей Гриценко, руководитель протонного центра, врач-радиотерапевт:

— Существует три метода лечения онкологии: хирургия, химиотерапия, лучевая терапия (традиционный метод которой — фотонный). При нем повреждение опухолевых клеток вызывает энергия электромагнитных квантов. Однако при облучении опухоли невозможно избежать облучения окружающих тканей. Протонная же терапия, использующая энергию тяжелых частиц, дает ряд преимуществ. Во-первых, мы четко знаем, где остановится протонный пучок. Он замедляется и тем самым передает этой зоне максимальную энергию. Во-вторых, за протонным пучком идет резкий спад дозы, а значит, не будет облучения соседних тканей. Это очень важно в тех случаях, когда мишень находится у основания черепа, где сосредоточено большое количество критических структур: продолговатый мозг, оптические нервы и многое другое.

Врач-радиотерапевт Сергей Гриценко. 
В случаях, когда опухоли расположены в сложном месте, глубоко залегают, метод протонной терапии не имеет альтернативы. Предельный уровень точности и высокая вероятность долгой клинической ремиссии делают протонную терапию бесценным или даже единственным способом лечения.

Партитура лечения

Прежде всего следует абсолютно точно выяснить, где прячется опухоль. Для этого выполняется томография на специальном аппарате. Весь массив данных поступает в службу медико-физического сопровождения лучевой терапии. Зону, которую необходимо облучать, очерчивают (как здесь говорят, оконтуривают). Отмечаются также соседние структуры, их ни в коем случае нельзя повредить. Вся информация отправляется медицинским физикам, которые планируют программу лучевой терапии. Создается клиническое задание, в нем прописано, какие режимы, доза облучения должны быть использованы. Этот план еще раз проверяется и коллегиально принимается. После пациент идет на лечение.

Протонный пучок формируется в циклотроне и с помощью специальных систем доставляется к пациенту. Возможность подвести пучок к нужному месту под любым градусом дает гантри — конструкция, которая весит 200 тонн, занимает три этажа и призвана направить пучок заряженных частиц именно в указанное место с точностью до 0,5 мм. По словам Юрия Удалова, 85 процентов из тех, кто прошел лечение в рамках программы Союзного государства, либо достигли ремиссии, либо полностью излечены.

Техник Венера Зиятдинова.








nevmer@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter