Когда прозвучит слово о культуре?

Депутат Госдумы РФ, народный артист СССР Иосиф Кобзон считает, что российская культура сегодня нищая.    

Депутат Госдумы РФ, народный артист СССР Иосиф Кобзон считает, что российская культура сегодня нищая.

Недавно на Первом канале в программе «Достояние республики» в исполнении популярных артистов прозвучали хиты певца, ставшие классикой отечественной эстрады. «Белый свет», «Мгновения», «Я прошу хоть ненадолго...», «За того парня», «Журавли», «Не расстанусь с комсомолом», «Поклонимся», «Я люблю тебя, жизнь», «А у нас во дворе» и «Песня остается с человеком» – зрители выбирали лучшую песню Кобзона. Сделать это было непросто.

– Иосиф Давыдович, если говорить о состоянии культуры в России, в отношении чего могут прозвучать сегодня сигналы SOS, как вы считаете?

– Это общеизвестно. Культура у нас нищая, в полном смысле слова, она занимает последнюю строчку в бюджете страны и в сфере обеспечения библиотек, музеев, заповедников, памятников. Мы теряем историю и культуру, нанося невосполнимый урон духовному состоянию современного человека. То, что происходит сегодня, пагубно влияет на развитие молодежи, нельзя даже сравнивать состояние культуры в современной России с советским периодом. Добавьте сюда национальную нетерпимость, отсутствие  уважения к другим, кроме православной, конфессиям и увидите, в чем причина всех конфликтов.
Вся беда в том, что среди четырех национальных проектов развития (образование, здравоохранение, сельское хозяйство, ЖКХ) отсутствует культура. У нас нет закона о культуре, поэтому депутатам очень трудно требовать от правительства выделения средств на содержание учреждений культуры. Я четыре созыва работаю в Госдуме, и мы неоднократно делали попытки провести этот закон в жизнь. Но он прошел первое чтение и осел где-то в анналах Комитета по культуре. А был бы закон, чиновники не посмели бы «не заметить» юбилеи Тютчева и Лермонтова.
При этом и в Госдуме при обсуждении состояния культуры в России раздается немало голосов: «Да что вы паникуете, все нормально». А что «нормально»? В столице еще может быть, а как развивать культуру в Сибири, на Дальнем Востоке? Сельское хозяйство уничтожено, нет и культуры на селе. Если раньше после работы доярка, свинарка, механизатор торопились в клуб на танцы или на новый фильм, то сейчас на селе почти нет клубов, домов культуры. Молодежь уехала в город.

– Скажите, а какова судьба других приоритетных проектов в Госдуме?

– Есть у нас национальный проект по здравоохранению, но количество алкоголиков и курящих не уменьшается. Молоденькие  девчонки 13–14 лет с сигаретами в зубах, пацаны с бутылками пива бродят по улицам. Почему у нас не уничтожат это зло? Я вхожу в президиум Лиги здоровой нации, который возглавляет Лео Антонович Бокерия, изо всех сил пытаемся бороться,  а толку мало. Я спрашивал у руководства лиги – уменьшилось ли количество курящих за время, что мы боремся с курением? Нет. Такие же «успехи» в борьбе с алкоголизмом. На каждом углу киоски и палатки, выбор алкоголя огромен, от легкого до самого вредного. Пожалуйста, подходи, покупай, и даже гастарбайтеры из двух заработанных копеек одну пропивают. Это прямой путь к потере нации.
А наши девчонки! Говорим о культуре, а наши красавицы-славянки становятся проститутками, которых экспортируют во все страны мира. Не найдете такой страны, в которой не оказалось бы русских проституток! Девушки лишаются возможности в России создать семью, рожать детей, продолжать жизнь в будущем. И как можно в такой ситуации говорить о демографии?! Причину можно сформулировать. Но вы думаете, об этом не знают наши руководители? Знают. И в Министерстве  культуры знают, и в Комитете по культуре Госдумы. В предыдущем созыве мы с Говорухиным выпустили законопроект об ограничении сексуально-эротической продукции в средствах массовой информации и на ТВ. Закон был ратифицирован, принят в Совете Федерации, но на него наложил вето президент Ельцин.
Страшно подумать, к чему все это приведет. Так зачем мы все это делаем, зачем стремимся к какой-то гигантомании, создавая впечатление, что культура нам только «мешает»?!
Все процессы на Северном Кавказе – они что, происходят оттого, что ух какие «плохие» эти лица кавказской национальности?! Да неправда, это мы упустили возможность общения с этими людьми, не дали им возможности развивать национальные традиции. Надо было учитывать менталитет мусульман, представителей других национальностей, и не было бы никаких конфликтов. А как учитывать? Через песни и танцы, через традиции. Вот я представляю Агинский Бурятский округ и горжусь тем, что у нас полностью сохранилась национальная культура, от специфического горлового пения и национальных танцев до национальной одежды и национальных традиций. И даже в тембральном отношении так, как поют буряты, не поет никто, и слава Богу, что это сохраняется.

– Чем объясняется этот успех?

– Тем, что о культуре постоянно заботился губернатор Жамсуев. Он включал в бюджет привлеченные средства. Умеют находить выход из создавшейся ситуации в Екатеринбурге, в Тверской филармонии. Такая же ситуация была в Москве, которой руководил Юрий Михайлович Лужков. Даже в Московской городской Думе, выделявшей 7 процентов на культуру, не представляли, сколько привлеченных средств добавится к этим 7 процентам. Когда приходишь к министру культуры Авдееву с просьбой провести очередной конкурс или фестиваль, этот интеллигентный человек растерянно смотрит и говорит: «С удовольствием, но денег нет, ничего не могу сделать». И спрашивается, где берут дополнительные средства, когда наш глубокоуважаемый премьер-министр приезжает в Комсомольск-на-Амуре и говорит: «К выделенным средствам добавляется еще 4 миллиарда рублей»? Это что, фонд премьер-министра или все-таки есть возможность дополнительного финансирования?
Если да, то почему средства не выделяют на культуру? Вот кто будет работать библиотекарем или смотрителем музея за 5–7 тысяч рублей? И отвечать за пропажу картин? Ну уволят смотрителя, который работал за копейки, а он и не был заинтересован в охране: «Охрана и сигнализация не сработали, мне плевать». А гидам, рассказывающим о художниках, о музеях и национальных заповедниках, кто будет платить? Особенно таким редким людям, как Тамара Михайловна Мельникова в Тарханах, рассказ которой о жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова слушаешь, как сказку в детстве. Я каждый год приезжаю в Тарханы, и сколько бы ни слушал Тамару Михайловну, хочу слушать ее вновь. Таких людей мало, они сами развивают приусадебные участки мемориальных усадеб, следят за садами и конюшнями. Свое хозяйство и у Владимира Ильича Толстого в Ясной Поляне, за этот счет он и живет, и содержит музей.

– Так, может, спасение культуры в движении снизу – за счет таких личностей, о которых вы говорите?

–  Отчасти, да. Вот и вы есть движение снизу, и я, между прочим, тоже, я же не состою сейчас в Комитете по культуре, я обыкновенный артист, и мне больно за то, что у нас происходит. А движение снизу – сила. Человек, который ходил в Большой зал Консерватории, продолжит туда ходить. Тот, кто ходил в Ленком, не оставит это занятие и деньги всегда отыщет, а Марк Анатольевич Захаров за счет спонсоров найдет возможность не повышать слишком цены. То есть всегда находятся инициативные люди, которые поддерживают развитие культуры, но кардинально – никаких перемен. И произойти они могут только в одном случае – когда в ежегодном Обращении Президента к народу, в выступлениях наших лидеров-руководителей, среди прочего, прозвучат слова о культуре. Вот тогда и наметятся перемены.

– Скажите, а в каком состоянии находится закон, обеспечивающий права граждан РФ на честь и достоинство?

–  В Госдуме с легкостью предлагают законы для первого чтения, но для дальнейшего его прохождения требуется согласование с Администрацией Президента и Правительством. Если они не поддерживают закон, он не увидит света. Именно это произошло с Законом о защите чести и достоинства. Тут же стали говорить, что у нас все прописано в Уголовно- процессуальном кодексе и в Конституции России. А между тем у нас не прописано главное – какова взаимная ответственность государства и гражданина друг перед другом. Помните, люди не получали зарплату по нескольку месяцев, а то и по году? Когда иностранные гости узнавали об этом, они смеялись: «Как это, человек приходит на работу и производит то, что необходимо?» – «Да». –  «И не получает зарплату?» – «Нет». – «Да ваших руководителей надо сажать в тюрьму!» Но не сажают же.  Или говорят людям: «Работы нет, три месяца вы свободны». «И что, специалист болтается на улице?» – спрашивают иностранцы. – «Да». «Как?!» – вопиющие вещи, с точки зрения западного человека.
Раньше после окончания учебных заведений молодых людей распределяли в Казань, в Сибирь, где они должны были отработать 2 года по специальности. А сегодня окончил высшее училище или университет – и занимайся бизнесом в киоске. У нас огромное количество музыкальных школ, училищ, институтов, консерваторий, которые не знают, куда девать специалистов. Артистов и музыкантов не обеспечивают работой, да и сколько можно плодить оркестры? Каждый оркестр должен кто-то спонсировать. Так что у нас положение тяжелое, но, повторюсь, не безвыходное.

– Каково ваше отношение к новым песенным конкурсам? Что вам хотелось бы изменить прежде всего на нашей эстраде? И скажите, наконец, когда закончится дикая безвкусица на эстраде?

– О чем бы вы ни заговорили, все упирается в финансирование. Конкурсы проводить необходимо, но где найти средства, чтобы создать оргкомитет, разработать положение о конкурсе, пригласить артистов, устроить концертные площадки?! Все дело в средствах. А безвкусица будет процветать до тех пор, пока рекламная продукция будет занимать главное место в жизни каналов, пока не будет худсоветов и не будет востребовано настоящее искусство. А люди, считаю, сами виноваты в том, что смотрят по ТВ  программы наподобие  «Голых и смешных», поднимая их рейтинг. Думаете, почему сейчас поются совершенно жуткие по содержанию песни? Жуткие!.. Потому что рыночная экономика поглотила ТВ. По пословице, кто платит, тот и заказывает музыку, эту пошлость заказывают те, кто платит. А кто у нас «платит»? Тот, кто украл.

– Как вы относитесь к тому, что в ближайшем будущем должно возникнуть Единое экономическое пространство, в которое войдут Россия, Беларусь и Казахстан? Что думаете о Союзном государстве России и Беларуси, которое строится второй десяток лет?

– К идеям, к которым причастен Нурсултан Абишевич Назарбаев, отношусь не просто положительно, а с огромным энтузиазмом. Всегда поддерживаю его. Он стремится к единому экономическому и культурному пространству, потому что озабочен нашим общим развитием. И это объединение ни в коей мере не будет возвратом к Советскому Союзу, как думают некоторые, а укрепит наше содружество в части  промышленного, экономического и культурного развития. А строительство Союзного государства тем более поддерживаю, потому что Россия объединится с нашей, славянской страной. В Беларуси я бывал неоднократно и восхищен многими вещами – чистотой улиц, площадей, фасадов домов, спокойным отношением людей друг к другу. Мне нравится, что с бандитизмом и криминалом там ведется яростная борьба и влюбленные спокойно гуляют по ночам. Мне нравится, что там следят за порядком на дорогах, по количеству автокатастроф Беларусь занимает последнее место в СНГ. 

– Каково, по-вашему, значение Международного фестиваля искусств «Славянский базар в Витебске» для нашей общей культуры?

– «Славянский базар» – один из самых замечательных фестивалей на постсоветском пространстве. Еще «Новую волну» можно рядом поставить. Мало у нас фестивалей, которые помогают продвинуться молодым. Но продвигают их только на фестивалях, а дальше ими никто не занимается. Проблема та же – нужны продюсеры, нужны средства. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter