Когда попасть в сети хорошо

Реально ли продать квартиру или оформить пенсию, не выходя из дому
О создании электронного правительства в нашей стране говорят уже не первый год. Не только говорят, но и делают. Например, для многих стало уже обыденным фактом оплатить через интернет “коммуналку”, подать в электронном виде налоговую декларацию, заказать талон в поликлинику, купить билеты в кино или на самолет. Общаться с чиновниками теперь тоже можно, не вставая с дивана. 

Но все это лишь начальные, базовые элементы E-Government. 


informant.com

Предполагается, что за пять лет информатизация должна охватить все сферы жизни, все административные процедуры переведут в электронный формат, и каждый из нас сможет использовать цифровую подпись. Идея проста: граждане должны получать от государства услугу максимально быстро, удобно, без хождения по инстанциям и кабинетам. Это позволит сократить затраты государства на обслуживание госаппарата и снизить влияние человеческого фактора. А главное, вся административная система становится более открытой и доступной людям. Однако это теория, а что имеем на практике?

По данным ООН, в мировом рейтинге по уровню развития электронного правительства наша страна на 

1 августа 2016 года занимала 49-е место из 193 государств, поднявшись за два года на шесть позиций. Динамика вроде бы неплохая. Правда, эксперты более сдержанны в оценках, полагая, что наше высокое место в мировых рейтингах складывается не в результате широкого проникновения электронных услуг в жизнь общества, а в силу наличия развитой телекоммуникационной инфраструктуры. 

— Для физических лиц доступно пока еще совсем небольшое количество процедур электронного правительства, — объясняет эксперт “Либерального клуба” Вадим Можейко. — Сегодня Беларусь находится на информационном этапе развития E-Government, когда госорганы в основном просто предоставляют людям информацию через интернет в одностороннем порядке. 

Но надо выходить на следующий уровень, интерактивный, когда государственные услуги можно полностью получать онлайн, а информация аккумулируется в большие базы данных, доступные для анализа. Например, в части жилищно-коммунальных услуг потребители должны видеть не только их стоимость, а реальные подробные затраты по категориям, чтобы можно было проанализировать, какой ЖЭС работает более эффективно, а где коммунальщики недорабатывают. 

Эксперт правозащитной инициативы Human Constanta Андрей Сушко приводит пример Эстонии, где любой желающий может открыть ноутбук и за семь минут зарегистрировать юрлицо, открыть банковский счет и начать бизнес, получать договоры от своих контрагентов, расписываться цифровой подписью. 

В Грузии удачным решением стали Дома юстиции. Тут любой гражданин может получить весь спектр государственных сервисов — от выдачи удостоверения личности и свидетельства о браке до регистрации бизнеса или имущества. Каждый оператор в Доме юстиции выполняет роль информационного посредника. Его функция в том, чтобы определить, что нужно гражданину, принять документы, преобразовать их в цифровую форму и доставить исполнителям.

Примечательно, что все эти услуги можно получить и онлайн, сидя дома за компьютером. В Эстонии это делается с помощью универсальной идентификационной карточки (аналог паспорта). Ее используют, чтобы авторизоваться на сайтах банков, госорганизаций и больниц. В общей сложности можно воспользоваться четырьмя тысячами различных сервисов — от покупки лицензии на рыбную ловлю до оплаты проезда в общественном транспорте. Чтобы люди могли взаимодействовать с государством и друг с другом, правительство разрешило подписывать цифровыми способами любые документы. С тех пор эстонцы оставили почти 200 миллионов виртуальных автографов.

Аналогичная система действует в Южной Корее, где ID-карта выступает в качестве единого электронного ключа, принадлежность которого подтверждается сканированием отпечатка пальца. Доступ к услугам с помощью такой карты можно получить в центрах обслуживания населения, инфокиосках, иногда даже с личного компьютера. 

Среди препятствий для развития электронного правительства в Беларуси эксперты называют консерватизм населения. По статистике, только 2,5 процента быстро осваивают инновации и изучают электронные сервисы. Однако осознание того, что инновации делают жизнь легче, способно подтолкнуть к более высокой мобильности даже самого убежденного консерватора. А для начала можно было бы расширить практику ведения блогов министрами и руководителями госорганов.

— Доступность госучреждений в соцсетях, ответы чиновников на запросы граждан — это большой шаг к электронному правительству, — уверен Вадим Можейко. — Важно, чтобы госорганы были открыты и прозрачны для граждан. А чиновники понимали, что они живут на деньги налогоплательщиков, и коммуникация с простыми людьми — это неотъемлемая часть их работы.  

konon@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter