Когда подешевеет бензин?..

Низкие цены на топливо могут ударить по кошельку с другой стороны

Цены на топливо в Беларуси стабильные. Иногда кажется, что бензин и солярка и вовсе не зависят от стоимости углеводородов: цены на заправках скромно и неспешно реагируют на изменения котировок сырья на мировых биржах. Конечно, экономика отечественных нефтепереработчиков не является уникальной: доля сырья в себестоимости топлива составляет более 80 %. Но на внутренние цены горючей продукции влияет не только уровень затрат производителей, но и розничная стоимость бензина на российских автозаправках, уровень ввозных и вывозных пошлин на нефть и нефтепродукты… Словом, приходится балансировать, чтобы и спрос на внутреннем рынке сохранить, и обеспечить приемлемые условия работы для отечественных нефтеперерабатывающих заводов.

Добыча нефти (включая газовый конденсат) в России в начале года снизилась на 0,5 %. Это сказалось на объемах первичной переработки нефти – падение на 1,7 %. Снизилось производство дизельного топлива на 2,5 %, топочного мазута – на 2,2 %, смазочных нефтяных масел – на 11,7 %. В Казахстане производство нефтепродуктов сократилось на 5,7 %, несмотря на небольшую положительную динамику добычи нефти. Еще более значительное падение нефтеперерабатывающей промышленности наблюдалось в странах Европейского союза: выпуск нефтепродуктов в Германии сократился на 11,2 %, в Испании – на 7,6 %, во Франции – на 8 %, в Италии – на 16 %. Немного приросло производство только в Великобритании – на 2,9 %.

За первые три месяца объемы экспортных поставок белорусскими нефтеперерабатывающими заводами снизились на 15,9 %, при падении цены на 44,6 %. Не самым лучшим образом отразилось падение цен на нефть на финансовом результате топливной отрасли: рентабельность реализованной продукции снизилась с 19,9 % до 10,1 %. Трудности с реализацией продукции за рубеж начались еще в октябре прошлого года. В результате стремительно сокращалось внешнеторговое сальдо по нефти и нефтепродуктам. По итогам февраля оно было отрицательным в размере $ 4,5 млн., правда, в марте выросло до +$ 125 млн.

Когда стоимость нефти била мировые рекорды, цены на топливо на внутреннем рынке удавалось сдерживать за счет высоких доходов от экспортных поставок. Но конъюнктура изменилась, рентабельность реализации топлива за рубеж поползла вниз. Да и спрос на продукты нефтепереработки упал. В конце года НПЗ во многом стали выживать за счет родных потребителей. Достаточно высокие цены на топливо в Беларуси по сравнению с соседями делали отечественную розницу очень даже привлекательной. Но в начале года активизировались иностранные поставщики светлых нефтепродуктов. За первые два месяца импорт бензина и солярки увеличился в 2,5 раза. Слишком отличались цены на топливо в России и Беларуси, и в республику хлынула «горючка» с восточной границы. В некоторой степени россияне сами и сбили волну собственного импорта, перманентно повышая вывозные пошлины на светлые нефтепродукты. За счет таможенных платежей ценовые «качели» на розничных рынках двух стран выровнялись.

Но в Беларуси возникла другая проблема. Пошлина-то росла и на сырую нефть. И для российских компаний-давальцев сотрудничество с отечественными НПЗ постепенно теряло привлекательность. Поэтому и приходится повышать цены на внутреннем рынке, дабы заинтересовать нефтетрейдеров. Проведя соответствующий анализ, специалисты Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики сделали вывод: в области нефтепереработки необходимо придерживаться политики, чтобы на отечественных АЗС продавалось белорусское топливо, а не импортное. От этой позиции и необходимо «плясать» в ценообразовании.

Оптимальная экономика НПЗ складывается, когда переработка сырья, купленного за собственные средства, и давальческого приблизительно одинакова по объемам. «Чужая» нефть выгодна, так как не требует валютных оборотных средств для ее закупки, не создается дополнительное давление на валютный рынок. К тому же за нефтепереработкой тянется и химическая промышленность. А продукция нефтехимии даже в условиях кризиса обладает неплохими экспортными позициями.

Словом, цена на топливо в Беларуси обладает большой макроэкономической «подложкой». Конечно, любой автолюбитель мечтает о дешевом бензине, предприятия и перевозчики – о недорогой солярке, чтобы снизить расходы на доставку своих товаров. Но низкие топливные цены могут ударить по кошельку потребителей с другой стороны. Ведь оборотная сторона медали — снижение объемов производства, как следствие – рост инфляции. Если не учитывать конъюнктуры цен у соседей, то может возникнуть дополнительное давление на валютный рынок. Стоимость топлива является своеобразной защитой от инфляции, которая вырастет при несбалансированных ценах на бензин и солярку.

По материалам Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter