Когда откроется дорога к храму?

Жители приграничья вынуждены пока общаться через забор, который разделяет две страны. Но скоро ситуация изменится.

Деревня Пицкуны, что на Гродненщине, оказалась отрезанной от костела еще в девяностых. Местные жители к тому же не могут свободно опасть на кладбище, где покоятся их родственники. Уже более восьми лет могилы зарастают бурьяном. Узнав о подписании соглашения о малом приграничном движении, многие просто не поверили, что скоро все изменится.

Порезали “по живому”

С высоты птичьего полета граница в этом месте выглядит, как подкова. Пицкуны находятся как раз на ее вершине, а костел, Норвилишский замок и кладбище — внутри. Когда СССР распался, суверенные государства разделили местную территорию согласно чертежам 39-го года. Резали “по живому”, несмотря ни на родственные связи, ни на религиозные традиции, ни на могилы предков.
О красоте и исторической ценности замка и костела приходится судить только с расстояния в 80 метров, через мелкую клетку забора. Каменное здание, построенное еще в 16-м веке, сегодня стало литовским историческим памятником, местом проведения ежегодного рок-фестиваля с говорящим названием “Be2Gether” (“Будем вместе”). Однако чтобы в самом деле “не стать порознь”, нашим рокерам нужно вначале поставить визу в паспорте.
Костел по сравнению с замком достаточно молод. Жители деревни Пицкуны из рассказов родителей знают, как его строили. Продавец сельского магазина Тереза Туркевич утверждает, что ее дед заложил четыре коровы для благого дела. Однако сегодня она не может сходить туда помолиться. Абсурдность ситуации подчеркивает и то, что в парафии (приходе) норвилишского костела из семнадцати деревень 11 находятся на белорусской территории. Как оказалось, храм — не единственное, что объединяет женщину с землей, расположенной по ту сторону границы.
— Там похоронены мои мама и папа, сестры, брат, все тетки и дядьки, деды и бабки со стороны обоих родителей. В такой ситуации оказался каждый житель Пицкунов без исключения. И никто из нас не может наведать могилки — запрещено. Хотя до них рукой подать, метров 300, не больше.

Электричество и благословение — через забор

Когда Тереза Иосифовна вышла замуж, над ней многие односельчане подшучивали: мол, из родной хаты в одном конце деревни переехала в противоположный, к мужу. Сейчас ей эти слова совсем не кажутся смешными — родительский дом остался по другую сторону забора и ныне пустует. “На Литве”, как здесь говорят, стоит еще несколько хуторков. Ближайший из них принадлежит Станиславу Аленциковичу, однокласснику Терезы Туркевич. Правда, согласно документам, он живет не в Пицкунах, а в литовском селении Норвелишкис. Практически каждый день во время косьбы женщина видит соседа и, вспоминая детские годы, дразнит школьной кличкой: “Эй, Гуга, привет!” Кстати, Станислав, живя в Прибалтике, более 15 лет пользовался нашим электричеством — высоковольтный кабель тянулся прямо над изгородью, разделяющей два государства. Электрические столбы литовская сторона поставила только три года назад.
Тереза Иосифовна вспоминает и другие курьезы. Белорусы несколько лет назад договорились с норвелишским ксендзом об одной услуге. На большие католические праздники прихожане окрестных белорусских деревень принимали причастие из рук священника... через забор, за которым проходила торжественная служба. Однако и такое “присутствие” пришлось прекратить по настоятельным просьбам литовских пограничников.

Простые желания, долгие ожидания

— Нам ничего не надо: ни в супермаркеты ездить, ни сигаретами торговать, — под конец беседы Тереза Туркевич не удержалась от слез. — Дайте нам только на могилки попасть! Тут одни только бабки с дедами живут. Что мы, контрабанду возить начнем?
Жители Пицкунов и соседних деревень надеются, что после подписания договора здесь поставят КПП. Тогда дело за какими-то 20 евро (столько стоит разрешение) не станет.
— Уже столько лет мы ждали, когда же появится какое-нибудь похожее соглашение, что сейчас и не верится. Боимся, как бы не спугнуть такое счастье... — суеверно крестятся жители приграничья.

КСТАТИ

К встрече с литовскими туристами готовы!

Утверждают представители власти Лидского района.

Один из самых крупных райцентров Беларуси, известный далеко за границей, город Лида готов, чтобы туристы из Евросоюза включили его в свой тур-лист. Об этом рассказала Ирина Кадова, начальник управления экономики Лидского райисполкома:
— Конечно, немалую роль в преобразовании сыграло то, что в этом году у нас проходил фестиваль “Дажынкі”. В реконструкцию и строительство более 220 объектов было вложено почти 120 млн долларов. Проведено полное благоустройство почти одной трети города. Самые масштабные проекты — это два крупных торговых центра, Ледовый дворец, реставрация знаменитого замка Гедымина. В городе работают три современные гостиницы, два кинотеатра, боулинг, бильярд, большое количество кафе и ресторанов, в том числе с национальной кухней. Немало средств вложено и в дорожное строительство. Когда здесь появятся туристы, все эти объекты быстро окупятся. Инфраструктура в Лиде прекрасная, гостям из Литвы город и весь наш район обязательно понравятся!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter