Когда охота — не во вред?

“Когда рационально ведется охотхозяйство”, — отвечают в ГЛХУ “Тетеринское”

“Когда рационально ведется охотхозяйство”, — отвечают в ГЛХУ “Тетеринское”

Этот тихий уголок в Круглянском районе под названием “Урочище Падар” привлекает многим. И буйством красок и звуков природы — вокруг глухие леса, населенные многочисленным “лесным народом” — зверем, птицей. И патриархальной тишиной, которую нарушают лишь рев оленя во время гона или ночное уханье филина. Именно из этого слагается настоящая красота, трогающая сердце и душу, переполняющая умиротворенностью и спокойствием.

Однако такой “натурализм” ни в коем случае не исключает комфорта, с которым здесь принимают гостей не только из всех “волостей”, но и из далеких “заграниц”. И гостей не простых, а, казалось бы, антиподов здешней природы — охотников.

К охоте как увлечению у всех разное отношение. Одних людей с ружьем считают убийцами и уничтожителями живой красоты. Другие оппонируют им, утверждая, что исторически охотники спасли человечество, потому что в древние времена добывали для соплеменников пищу, помогая выжить в нелегких условиях. Наверное, у тех и других есть резон в суждениях. А в наше время в охоте добавился еще один аспект: она стала видом бизнеса, приносящим немалые доходы. Хорошо, что в основном государству.

Андрей Шимчук, главный охотовед ГЛХУ “Тетеринское”, на роль третейского судьи не претендует. С одной стороны, работая охотоведом более четверти века, за это время уже, как он выразился, “настрелялся”. И теперь с большим удовольствием пользуется фоторужьем, объектив которого “подстрелил” множество забавных эпизодов из лесной жизни. А с другой — по долгу службы ему приходится организовывать и проводить охотничьи туры как с местными охотниками, так и с иностранцами. Поэтому в этом споре у него “рациональная” позиция: все должно быть оптимально и разумно. После зимне-весеннего учета лесного “народца” подними Шимчука среди ночи — и он без запинки отрапортует, сколько в угодьях хозяйства лосей, сколько диких кабанов, сколько косуль, оленей и даже зайцев. И учреждения, подобные “Тетеринскому”, задумывались не как уничтожители лесной живности, которые любой ценой добывают валюту, а как хозяйственные природоохранные предприятия, одним из направлений деятельности которых является организация охоты.

Можно вспомнить, как в некоторых района Витебщины поголовье того же дикого кабана достигло большой численности, и это наносило вред земледельцам и населению — их поля и огороды буквально “вспахивались”. Да и опасность эпидемий в таком случае возрастает в разы. Так что искусственное, но разумное регулирование количества зверя в лесах необходимо. Это идет только природе на пользу.

Но когда во главу угла ставится финансовая выручка от охоттуров, тогда рационализм и здравый смысл уходят в сторону.

— Конечно, стоимость лицензий для иностранных охотников устанавливается повышенная, — говорит Андрей Шимчук. — Тем более что они приезжают за трофеями, а трофейные животные всегда ценились дороже. И тут, казалось бы, главный источник доходов в этой сфере. Но, во-первых, надо очень внимательно подходить к поддержанию оптимальной численности поголовья всех охотничьих видов зверей. А во-вторых, не оставлять внакладе и местных любителей охоты. Ведь они не только добытчики и пользователи фауны, но и помощники хозяйства в проведении биотехнических мероприятий. Да и нелогично как-то получилось бы, если бы так случилось. А ведь у некоторых лесопользователей такая диспропорция сложилась. И привела она к конфликтной ситуации, росту браконьерства.

Поэтому мы считаем, что не следует гнаться за количеством иностранных охоттуров. Нужно улучшать качество обслуживания заезжих охотников и повышать комфортность.

Плоды такого направления работы уже очевидны. Помимо охотничьего домика, построенного в прежние годы и обставленного весьма комфортно, недавно возведен еще один, обустроенный по европейским стандартам комфортности. Естественно, проживание в нем стоит дороже, отсюда и выручка растет. Год еще не закончен. Но в ГЛХУ уверены, что плановые экономические показатели будут успешно перекрыты. Тем более что в Падаре уже сложилась определенная постоянная клиентура: некоторые охотники из дальнего зарубежья приезжают сюда несколько лет подряд. И объясняют свое постоянство тем, что здесь и природа неповторима, и егеря высокопрофессиональны, и принимают их с комфортом и вниманием.

— В последнее время охота стала очень популярным и даже престижным видом отдыха, — продолжает Шимчук. — При этом в законодательстве о ней присутствует определенный “избыточный” демократизм. Если раньше, скажем, в последние зимние месяцы и в начале весны она запрещалась, то сейчас ведется круглый год. Считаю такую норму неправильной. Во-первых, у некоторых видов животных в это время наступает период детородности. По выработанному рефлексу звери чувствуют себя в безопасности в этот временной промежуток. А тут... И уж совсем ни в какие рамки не входит отстрел дичи в местах кормления.
Что ж, у рачительных хозяев дела всегда ладились. И деятельность ГЛХУ “Тетеринское” — еще одно подтверждение этой истины.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter