Когда нечего терять, надо искать

Говорить о некоторой сервильности белорусского театра, из сезона в сезон неуклюже заигрывающего то со зрителем, то с критиком и в конечном итоге не угождающего никому, можно долго и вдохновенно.
Говорить о некоторой сервильности белорусского театра, из сезона в сезон неуклюже заигрывающего то со зрителем, то с критиком и в конечном итоге не угождающего никому, можно долго и вдохновенно. Театру нашему не хватает, кажется, совсем чуть-чуть. Ведь и декорации у нас почти европейские, и бассейн на сцене уже построили, но недостает какого-то щелчка, вспышки, легкого дыхания, без которого невозможны высокая поэзия театрального стиля и энергетические вибрации в зрительном зале. Наш театр хронически расслаблен. Много лет он предстает перед зрителем, словно муж после 20 лет супружеской жизни, - в маечке, трико, с брюшком. Налицо - утрата азарта и честолюбия. Самое время воскликнуть вслед за чешским писателем Карелом Чапеком: "Нет! Наше сердце салом не зарастет!"

На этом фоне ядовитый, дерзкий студенческий театр выглядит, как резвый сеттер на охоте. Он все еще способен идти на риск. Он готов жертвовать умозрительной этикой ради эстетики. Терять ему нечего. Он способен озадачить, восхитить и раздосадовать, потому что - живой. Не все воспринимают его всерьез. На общей театральной территории ему отвели эдакую резервацию-лягушатник. Но вполне возможно, что именно из этого "лягушатника", а не из оштукатуренных академических стен выйдут наши Серебренников или Чусова.

Начало сезона как раз дает прекрасную возможность понять, чем дышит сегодня современный студенческий театр. Международный фестиваль "Тэатральны куфар-2004" пройдет в Минске с 29 сентября по 3 октября. В программе фестиваля - спектакли по Пушкину, Гоголю, Набокову, Шекспиру. Гости - из Петербурга, Швейцарии, Англии. О подготовке к театральной фиесте "СБ" рассказал художественный руководитель фестиваля и главный режиссер театра БГУ "На балконе" Сергей ТУРБАН.

- Нам давно хотелось собрать в одном месте студенческие театры. Посмотреть, что из этого получится. Ведь сегодня студенческий театр очень бурно развивается.

- Кто заявлен в программе фестиваля?

- Столицу представят уже известные коллективы: театр БГУ "На балконе" и "На филфаке", "Сатрап" из БНТУ, театр "Колокол" из технологического университета. Что касается гостей фестиваля - это швейцарский театр "Сияющие сердца", английский "Ifield Barn teathre" с вольной фантазией Сергея Куликовского на тему гоголевского "Ревизора" и Театр центра эстетического воспитания личности Санкт-Петербургского государственного университета с пьесой "Сказка" по одноименному рассказу Владимира Набокова. Будет доминировать молодежное прочтение классики, оригинальный новый взгляд на известную драматургию.

- А как, по-вашему, изменился студенческий театр, скажем, за последние 10 лет?

- Кардинально. В студенческом театре нет определенных рамок, канонов или цеховых идей, которые присущи профессиональному театру и о которых при любом вольном полете творческой фантазии нужно помнить. Нет забот о заполняемости зала... Студенческий театр развивается более непосредственно. Что ему интересно, то он и делает, что хочет выразить, то и пытается выражать. Он легко нарушает границы - осваивает формы не только драматического, но и синтетического театра: мюзикла, пантомимы, клоунады. Фестивалем мы хотим привлечь внимание зрителя к студенческому театру и, как это принято говорить, расширить театральную территорию Минска.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter