Когда настаивает улица

Об акциях протеста в Болгарии

Похоже, что главное развлечение нынешнего лета — акции протеста, прокатывающиеся по всему миру. О каких–то мы знаем больше — например, о тех, которые проходят в Египте и Греции, о каких–то слышим гораздо реже — как, например, о тех, которые уже больше месяца сотрясают Болгарию.


Уже больше месяца каждый вечер на улицы Софии выходят тысячи людей, недовольных положением дел в государстве. Все началось с попытки правительства назначить медиамагната Деляна Пеевского на должность руководителя Агентства национальной безопасности — для многих это стало подтверждением того, о чем страна давно шепталась: всю власть захватили олигархи, Болгария превращается (или уже превратилась) в мафиозное государство, где власть и большие деньги срослись, как близнецы–братья. Потом посыпались обвинения правительства в коррупции и недееспособности. Болгария и Румыния, напомню, остаются самыми бедными странами Евросоюза.


Правда, от людского недовольства в государстве ничего не меняется — и негодование с нетерпением растет. В феврале митинги недовольных повышением тарифов на энергоносители смели правительство Бойко Борисова. Прошли выборы, появилось новое правительство, но старые проблемы никуда не делись — те, кто сегодня выходит на улицы и площади Софии, недовольны правительством Пламена Орешарского ничуть не меньше. Главный лозунг митингующих: «Отставка!» Сегодня это слово заполонило софийские улицы: его пишут на мусорных баках, стенах домов и на памятниках основателям государства. Правительство глухо, а демонстранты креативны — каждый день придумывают что–то новое. То сирены воздушной тревоги, то танцы под дождем, то ритуальные заклинания — поход на демонстрацию сегодня самое доступное развлечение. Однако правительство глухо: министр внутренних дел Цветлин Йовчев заявил, что правительство в отставку не уйдет, — мол, это углубит кризис в стране. Но он согласен и с тем, что нынешнее противостояние долго продолжаться не может: длительные протесты, которые не приводят к решению, делают общество более радикальным.


Одна из проблем (как минимум для правительства) нынешней протестной волны — у нее нет явных лидеров, с которыми можно было бы сесть за стол и попробовать договориться. В различных социальных сетях возникло множество групп, которые предлагают свои способы решения проблем, выводят сторонников на улицы и часто превращают протесты в художественный перформанс (некоторые члены правительства уже назвали протестующих «интернет–люмпенами»). Но какими бы веселыми ни казались эти протесты, они — всерьез и уже долго. Эксперты называют три основные причины, из–за которых правительству все же придется уйти: 1) длительность протестов; 2) одно, но четкое требование («Отставка!»); 3) поддержка протеста по всей стране. Как свидетельствуют опросы общественного мнения, 58% жителей страны хотят смены правительства.


В феврале и сегодня на улицах — разные люди. В феврале те, кто протестовал против повышения тарифов на электроэнергию, были бедны, их вел вперед дух безнадежности — они скинули правительство и остались недовольны правящей элитой. Сегодня на улицах — средний класс, живущий финансово лучше и более уверенный в себе. Он не боится правящей элиты — он смеется над ней, потешаясь над тем, как политики и бизнесмены держат друг друга за горло очевидными коррупционными схемами. Болгарский парламент, до самого недавнего времени поддерживавший правительство, стал сомневаться и задаваться неприятными для правительства вопросами — в том числе и о тех самых коррупционных схемах. Послы Германии и Франции выступили с совместным заявлением, критикующим правительство (кто–то говорил о невмешательстве во внутренние дела?), британский, американский и другие послы активно вовлечены в закулисные игры — так же, как и европейские структуры. Президент Болгарии заявил, что нынешнее правительство — одно сплошное разочарование.


Министр внутренних дел с удивительной для его должности прямотой говорит о том, что у правительства «сейчас нет ясного плана», который можно было бы представить нации. Когда правительство не может действовать, за него это делает улица. Экспертное сообщество тоже разделилось: одни говорят, что досрочные выборы в парламент (на которых настаивает улица) приведут к тем же печальным результатам (от 49 до 55% болгар не знают ни одного достойного кандидата, за которого они были бы готовы голосовать). Совсем необязательно, говорят другие: если снизить процентный барьер, то в парламент придет больше партий, а граждане перейдут от наблюдения за политическими процессами к прямому участию в них.

 

Советская Белоруссия №134 (24271). Вторник, 23 июля 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter