Когда на столе белорусов будет ГМ-картошка?

Сегодня в промышленных масштабах у нас не производится ни одного генетически модифицированного сорта растения. Пока искусственно “перестроенные” организмы находятся исключительно под присмотром ученых в специальных лабораториях. Однако ситуация может измениться уже в следующем году: планируется, что в Минске будет открыт полигон для выращивания генетически модифицированных культур.

Ученые  выясняют, насколько безопасны трансгенные овощи для нашего здоровья и окружающей среды

Сегодня в промышленных масштабах у нас не производится ни одного генетически модифицированного сорта растения. Пока искусственно “перестроенные” организмы находятся исключительно под присмотром ученых в специальных лабораториях. Однако ситуация может измениться уже в следующем году: планируется, что в Минске будет открыт полигон для выращивания генетически модифицированных культур.

По данным Международной службы по приобретению и использованию агробиотехнологий, за период с 1996 по 2009 год площади под трансгенными культурами увеличилась в мире с 1,7 до 134 миллионов гектаров. Это составляет 9 процентов всех пахотных земель планеты. Предполагается, что в ближайшие 10—20 лет около 80 процентов 29 основных сельскохозяйственных культур
будут высеваться на земле ГМ-семенами. 

Методом проб

Для дилетантов специалисты объясняют смысл генной инженерии так: в уже существующем растении “плохие” гены заменяются на новые, более устойчивые к каким-либо болезням или вредителям. Условно говоря, из помидора можно “вырезать” ген, отвечающий за гниение, и “встроить” новый. В результате овощ дольше сохранит привлекательный вид.

В закрытой лаборатории генетически модифицированные организмы никакой опасности не представляют, отмечают ученые. Однако пока трудно предугадать, как они будут вести себя на воле. Неизвестно, как отразится высвобождение ГМ-растений на нашем здоровье и естественном биологическом разнообразии. Именно поэтому специалисты задумались о создании полигона — экспериментальной площадки для опытов под открытым небом. Как отметил доктор биологических наук, заведующий лабораторией моделирования генетических процессов Института генетики и цитологии Национальной академии наук Сергей Дромашко, остановить развитие генной инженерии невозможно, да и не нужно. Чтобы не оказаться на задворках мировой науки, следует развивать биотехнологии и в Беларуси.

— У нашей страны есть все шансы стать биотехнологической страной, где ГМ-растения выращивают в промышленных масштабах. Другое дело — надо эту отрасль держать под постоянным наблюдением и контролем, — добавил ученый.

Первым растением, которое поселится на полигоне, станет картофель. Вслед за ним там появятся рапс и лен, а в будущем и другие культуры, в том числе декоративные.

Мышам не по вкусу

Испытательный полигон позволит изучить трансгенные риски, которым может подвергаться наше здоровье. А изучать надо, поскольку в настоящее время мнения на этот счет очень разнятся. Доктор биологических наук ведущий научный сотрудник Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии Российской академии наук Ирина Ермакова провела любопытный опыт с мышами. Чтобы выяснить, как генетически измененные растения действуют на репродуктивные системы животных, она кормила одних грызунов обычным кормом, других — модифицированным. Результат шокировал: смертность мышат, рожденных от “ГМ-мамы”, была в 8 раз выше. А те, что выжили, мало весили и имели поражения внутренних органов.

Белорусские ученые тоже проводят подобные эксперименты, однако оглашать результаты не торопятся. Уже в течение полутора лет в качестве корма животным они дают трансгенную картошку. Опыт будет продолжаться еще столько же, а потом — посмотрим!

По некоторым данным, ГМ-продукты для человека могут быть токсичными и вызывать аллергию. Однако заместитель директора по научной работе Института генетики и цитологии Национальной академии наук Беларуси Валентина Лемеш успокоила: пока полностью не будет доказана безопасность выращиваемых растений, они не попадут в промышленное производство и тем более не окажутся на нашем столе.

Так надежнее!

Согласитесь: говоря о ГМО, больше всего мы озабочены собственным здоровьем. Однако мировая общественность усматривает здесь еще и возможную экологическую угрозу, ведь не исключено, что “перестроенные” организмы начнут подавлять и вытеснять естественные виды, особенно редкие и исчезающие, нарушая устойчивость экосистем. По мнению некоторых специалистов, ГМ-растения со временем могут превратиться в сорняки, противоядие которым изобрести будет нелегко.

— Одним из важных документов, регламентирующих процессы сохранения биологического разнообразия и биологической безопасности, является международная Конвенция о биологическом разнообразии, стороной которой является и Беларусь. К этой конвенции в 2000 году был разработан, а с 2003 года вступил в силу Картахенский протокол по биобезопасности, — отметила начальник управления биологического и ландшафтного разнообразия Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Наталья Минченко. — Страны, подписавшие Картахенский протокол, а к ним относится и Беларусь, приняли на себя ряд обязательств. В частности, получение любых генетически измененных организмов, их обработка, транспортировка и использование должны осуществляться таким образом, чтобы не допускались или были уменьшены риски для биоразнообразия и здоровья человека. Для этого у нас есть различные механизмы.

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter