“Когда меня спрашивают: “В чем сила, брат?”, отвечаю: сила — в дружбе!”

Заслуженный артист России Виктор Сухоруков на XIII Минский международный фестиваль “Лiстапад-2006”, который открылся в белорусской столице в прошлые выходные, приехал, по его словам, не за призами. Хотя признался журналистам, что награды любит.

— Наград много не бывает! Кто же не любит подарки? Все любят — от ребенка до старца. А призы — это те же подарки. Я люблю их получать. Пастернак сказал: “Быть знаменитым некрасиво”. Тут я с поэтом не согласен: красиво! Красиво быть знаменитым! На “Лiстападзе” в Минске меня все время награждают. Меня это греет, мне это льстит, меня это подкупает! Несколько лет подряд я получал здесь призы: за лучшую мужскую роль в фильме “Бедный, бедный Павел”, за лучшую роль второго плана в фильме Говорухина “Не хлебом единым”. И было бы просто неприлично не приехать и не поблагодарить этот фестиваль, эту страну за то, что меня здесь так любят. Трижды меня приглашали на “Лiстапад”, и я не приезжал не потому, что не хотел или ленился. Так сложилось, что в это время я работал, а приезжать на один день, с налёту, наскоком — что это за встреча?.. Теперь вот я в Минске, приехал не за призами и не за шоколадом, хотя мне говорили коллеги, что в Минске очень вкусный шоколад. Приехал представлять две картины. Первая — “Пушкин. Последняя дуэль”, фильм, который удостоен чести открывать фестиваль. Я играю единственный вымышленный персонаж во всей этой истории — полковника Галахова. Вообще-то весь фильм сделан на основе исторических документов. А мой герой очень интересен тем, что он единственный, кто, расследуя дуэль Пушкина, пытается докопаться до истины. Но ему не дадут... И вторая картина — фильм Павла Лунгина “Остров”, где впервые Витя Сухоруков играет роль монаха. Отсутствует темперамент, страсть, моя взбалмошность — я там спокоен, одухотворен, созерцателен. В моей творческой биографии это просто революционная работа, тем более что работать довелось с такими уникальными партнерами, как Петр Мамонов — музыкант, поэт, актер, режиссер, как Дима Дюжев, великолепно сыгравший в этом фильме. Это история о вере, предательстве, выборе. К слову, недавно я отметил свое 55-летие, и фильм Павла Лунгина “Остров” — как раз моя 55-я картина... Так что в Минск я приехал не с пустыми руками.
— Вы сыграли Павла I в фильме “Бедный, бедный Павел”, снялись в фильме “Золотой век”... В последнее время вы увлеклись историческими картинами?
— Я иду за интересной ролью, и мне неважно, в каком веке я окажусь, в каком времени. Имеет огромное значение, за каким режиссером пойти, какие актеры меня окружают. Вы заметили — я не говорю ничего о деньгах, о гонорарах. Этот вопрос занимает последнее место и во время переговоров о новой роли. Для меня самое главное — прийти к зрителям и удивить их.
— Славу вам принесла актерская работа в фильмах “Брат” и “Брат-2”. Но после выхода на экраны картины “Антикиллер” вы заявили в прессе, что роли “братков” теперь для вас остаются в прошлом. С тех пор вы сыграли много ролей, тем не менее, услышав имя актера Виктора Сухорукова, все сразу же восклицают: “Это брат!” Как вы к этому относитесь?
— Да, к сожалению или к счастью, меня продолжает окликать “Брат”. Ну что ж, значит, это моя судьба. Раньше я боялся “синдрома Ихтиандра”, “синдрома Сухова” — синдрома одной роли, в которой принимает актера зритель. Поэтому и в сериалах не снимаюсь — очень боюсь уйти в один персонаж, который меня больше не выпустит. Есть много актеров, которые очень талантливо сыграли одну роль и играют ее уже 15 лет. Я человек неуемный, мне это было бы скучно, я ушел бы в запой или повесился. Я так рассуждаю потому, что у меня очень удачно складывается судьба и есть выбор — сегодня я приглашаем в большое, серьезное кино. Не скрою, если бы сидел без работы, я сам пошел бы, поклонился и сказал: возьмите в сериал хоть на какую-нибудь роль. Но так как дела у меня идут хорошо, я не боюсь “синдрома брата”, я его перешагнул. Брат для меня — как значок ГТО: да, я старший брат, но вчера, а сегодня я — Павел I, я генерал, я директор. Пошли положительные герои. Вот героя-любовника, правда, играть не доводилось: не приглашают. Говорят, для этой роли чуб нужен, а чуба нет.
Неожиданным для зрителя будет фильм “Остров” и моя в нем роль. Режиссер Павел Лунгин и Петр Мамонов, который сыграл в этом фильме, — друзья уже много лет. Это Мамонов посоветовал Лунгину: зовите на роль монаха Сухорукова. Лунгин говорит: да как можно, побойся Бога! Но в итоге Лунгин рискнул пригласить меня, правда, сказал: “Вить, я и представить тебя не могу в этой роли, но давай попробуем”. А я к тому времени сценарий уже прочитал и понял: вот он, тот случай, который не купишь, не украдешь, который дается судьбой! И надо доказать — самому себе, режиссеру, зрителям. Я должен взять эту роль!.. Словом, зритель меня в этой картине просто не узнает.
— Правда ли, что вы отказались от роли в новом фильме о Джеймсе Бонде?
— Отказался. Для этого я должен был бы жить несколько месяцев в окрестностях Лондона. А у меня в России уже были розданы обязательства, пришлось бы все бросать. Я подумал: всех денег не заработаешь. И о своем отказе не жалею. Я сыграл царя, генерала, меня узнала Россия. А кто бы меня знал, согласись я на роль в “Джеймсе Бонде”, — Лондон?
— Как вы оцениваете сегодняшний уровень белорусского кинематографа? Ведь традиционно главные призы “Лiстапада” достаются гостям фестиваля...
— Я замечательно отношусь к своим белорусским коллегам, но я слышал, что белорусский кинематограф еще не набрал тех оборотов, которые набрал кинематограф России. У нас это уже не возрождение, не становление, это огромная машина, индустрия, которая работает на полную мощь. Заявляю это с полной ответственностью: каждый год я занят в 2—3 фильмах. Только что мы закончили замечательную картину, и я очень хочу, чтобы ее увидел и белорусский зритель. Картина называется “Агитбригада “Бей врага!”, ее снимал режиссер Виталий Мельников, который сделал меня в свое время царем Павлом I. Запомните это название! Это кино стоит посмотреть! Это будет такой привет той стране, тому кинематографу!.. А в целом не люблю спортивной терминологии — победа, места, призы, когда речь идет о кино. Как бы ни называли кино — индустрия, производство, все равно в первую очередь это вид искусства. Можно ли распределять места между картинами Рафаэля, Ван Гога, Сурикова? Беларусь — наша соседка, наша родственница, замечательная гостеприимная страна, и я от души желаю ей, чтобы развивалась белорусская киноиндустрия. Уверен: этому колоритному народу есть о чем рассказать с экрана. Когда меня иногда спрашивают: “В чем сила, брат?”, я говорю — в дружбе. В друзьях, в том, чтобы быть сплоченными. Потому что только вместе — тепло к теплу, добро к добру, рука к руке — можно выжить и получить право на великое будущее.


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter