"Когда меня не слушают, я выключаю свет"

На всех учителей просто не хватает.
На всех учителей просто не хватает... учеников. За последние 12 лет число школьников сократилось почти в 3 раза! Нынче за парты сели всего 13.900 первоклашек, в следующем году, ожидают, их будет еще на тысячу меньше. В этом, пожалуй, есть и свой плюс - конкуренция среди педагогов. Учительница начальных классов Марина Рыбакова относится

к ней спокойно. В минской гимназии N 12 ее признали учителем года.

Молодая. Несерьезная. Поэтому не с каждым взрослым находит общий язык. А с детьми наоборот - душа в душу. Педагогом готовилась стать с детства. На ее уроках у людей посторонних создается впечатление, что она так и продолжает играть в учителя, а не является им. Она не испорчена ощущением общечеловеческой значимости своего предназначения - той педагогической спесью, которая трепетных выпускниц пединститута превращает в важных матрон. И дети бесповоротно и безоглядно ее принимают.

В ее 2 "Г" 25 непосед, причем 20 из них - мальчишки. Вы когда-нибудь пробовали перекричать такую ораву? Вот и Марина за 10 лет работы в школе испробовала массу способов завладеть вниманием маленьких учеников и пришла к выводу, что самый безотказный - на несколько секунд выключить свет. "Главная моя ошибка была в том, что считала: дети должны меня слушать, - говорит Марина. - Ничего они мне не должны... Впрочем, дисциплина сегодня в школе - не главное. Ребятам должно быть комфортно в школе. А если урок интересен, они и отвлекаться ни на что не будут".

...А может, она просто разозлилась, когда первый раз пришла в свой первый класс и услышала за спиной чей-то родительский голос: "Господи, как нам не повезло - молодая попалась". Обидно было. Проплакала день. Зато все остальные дни с утра до ночи сидела в школе, хотя занятия заканчивались в полдень. Сессию старалась сдать пораньше, чтобы в ее класс никого не назначали на замену. Никакой личной жизни: дома - про школу, в школе - про школу. Некоторые учителя с иронией замечали: "Это не надолго. Перегорит". Ошиблись - "горит" до сих пор.

У настоящего учителя должно быть стремление к творчеству. Это либо есть, либо нет. "С опытом не приходит, - уверена Марина. - С годами просто начинаешь пользоваться штампами и учить всех по одной универсальной схеме. Это недопустимо ни в одной профессии. Тем более для учителя, который должен преподносить новые знания так, будто они предназначены только этому конкретному ребенку". Что делает учителя учителем? "Мне кажется - школа, - считает Марина. - Обстоятельства, конкретные школьные ситуации. Ученики в конечном счете. Они, как калька, копируют все твои слова и движения. И воспитывая их, в первую очередь приходится перевоспитывать себя".

Да, дети теперь другие. Быстрее взрослеют, им сложнее что-то доказать, чем-то удивить, ими труднее управлять. И в школу идут сегодня без особого энтузиазма. Для учителя они вроде и не дети вовсе. Марина разгадывает с ними кроссворды, ищет интересные видеоматериалы. "Умение учить часто путают со страстью поучать, - говорит она. - Моим ученикам 8 лет. Мне 29. А я учусь вместе с ними. Каждый урок. С одной ученицей у нас вышел спор. Я говорю, что насекомое - это животное, а она - нет, и все тут. Я в слезы, она в слезы. И не можем друг другу ничего доказать. Специально принесла энциклопедию, в которой написано: "Бабочка - это насекомое, наиболее многочисленная группа животных". Только тогда и договорились".

Сегодня задача учителя - не преподносить ребятам знания, а научить учиться, чтобы ребенок сам делал выводы, сам открывал нечто новое. Она и сама делает открытия. Оказывается, если целый год писать с подготовишками крючки-загогулинки, а буквы - только в последней четверти, почерк у детей гораздо лучше будет. А если регулярно задавать на дом прописать 5 словарных слов, ребенок их легко запомнит - сработает моторная память.

Оценки Марина ставит с неохотой. На ее взгляд, учиться ради самих знаний ребята начинают лишь в старших классах, когда уже выбирают профессию. Вот тогда оценки и нужны. А малышам-то они зачем? Чтобы сравнить, кто умнее, лучше, сильнее? Но это важно для взрослых, а детей "расстановка по ранжиру" травмирует...

"Считается, что учитель должен быть строгим. Без уменьшительно-ласкательных слов и восклицаний в лексиконе. У меня так не получается. Да я, признаться, и научиться дистанцироваться не стремлюсь".

Учителей много, и каждый из них должен быть незаурядной личностью. Это невозможно. Многие преподают так, как могли бы обучать и 100, и 300 лет назад, от педагогического фиаско не спасают даже компьютеры. Через несколько лет после окончания школы редкий ученик вспомнит имена хотя бы половины своих педагогов. Так же быстро из памяти выветриваются имена случайных попутчиков. Марина Рыбакова не из их числа.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter